Богдан Ступка получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.
В минувшие выходные традиционно помпезной церемонией и показом первого российского блокбастера «Ночной дозор» в киноконцертном зале «Пушкинский» завершился очередной Московский международный кинофестиваль.
Вновь, как в вечер открытия, ритуал освящали своим присутствием звезды первой величины. Полторы недели назад это были Тарантино с Дэвидом Керрадайном, а в прошедшее воскресенье — Мерил Стрип, которой дали спецприз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского», Эмир Кустурица («Серебряный Георгий» за вклад в киноискусство) и Изабель Аджани (последняя присутствовала просто так). Такого наплыва знаменитостей на фестивале не наблюдалось давно: приятный сюрприз для зрителей и российских властей. А вот решения основного жюри, возглавляемого известным английским режиссером Аланом Паркером (как и остальных — ФИПРЕССИ и жюри российской кинокритики), неожиданными назвать нельзя. Победил полностью и безоговорочно российский кинематограф.
Эта победа имеет ощутимый и отрадный украинский оттенок. Более того: лучшим актером фестиваля с соответствующим вручением «Золотого Георгия» признан Богдан Ступка, крупнейший отечественный исполнитель, руководитель Национального театра имени Ивана Франко — за роль отца в фильме Дмитрия Месхиева «Свои». «Золотого Георгия» дали и самому фильму как лучшему на фестивале, и Месхиеву — за режиссуру. Во мнениях с главной фестивальной инстанцией сошлось и Жюри российской кинокритики (что большая редкость), присудив «Своим» приз «за адекватный показ частного человека внутри исторических событий». Ленте Месхиева отошла и награда от Федерации киноклубов. Кроме того, лучшей картиной российской программы параллельное жюри назвало «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, успех которого в немалой степени объясняется операторской работой киевлянина Сергея Михальчука.
Второй фаворит ММКФ-26 — дебютная игровая картина документалистки Марины Разбежкиной — удостоилась приза ФИПРЕССИ и диплома жюри российской кинокритики «за художественное раскрытие языческой природы (? — Д.Д. ) тоталитарного мифа на стыке игрового и неигрового кино». Продолжая русскую тему, стоит также обратить внимание на приз зрительских симпатий — Владимиру Машкову за семейную мелодраму «Папа» и диплом критики бразильскому псевдотриллеру «Нина» (режиссер — Хейтор Дхалия) за «оригинальный парафраз романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
На фоне столь сокрушительного наступления кинематографии нашего северного соседа иные решения выглядят просто случайностями. Так, в параллельном конкурсе «Перспективы» (новшество ММКФ) победил малоинтересный японский «Отель «Венера» (режиссер Хидета Такахата). Лучшей актрисой сочли 82-летнюю уругвайку Хину Зарилью, сыгравшую роль престарелой домохозяйки в аргентино-испанских «Разговорах с матерью» (режиссер — Сантьяго Карлос Овес), больше похожих на пилотный выпуск сериала местного производства. И уж вовсе непонятным выглядит присуждение специального «Георгия» откровенно слабому эстонскому «Бунту свиней» (режиссер Яак Кильми).
Впрочем, низкое качество обоих конкурсов, неудовлетворительная работа отборщиков и организаторов фестиваля — конечно же, тема для отдельного, более развернутого аналитического материала, который будет вскоре опубликован на страницах нашей газеты. Пока же можно констатировать тотальную, неуклонную «патриотизацию» фестиваля, однозначный курс его руководства на поддержку российского кино — причем, похоже, любой ценой…
Более подробный обзор ММКФ-26 читайте в ближайших номерах.