Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Своя Родина и свои герои

Крымские татары выдвинули Мустафу Джемилева на Нобелевскую премию. Украинская общественность поддерживает
26 мая, 1996 - 19:58
ФОТО УНИАН

Завершился І Всемирный конгресс крымских татар. Делегаты от 162 национальных организаций из 12 стран мира приняли декларацию о создании Конгресса в статусе международной организации и избрали президентом конгресса Рефата Чубарова. Мустафу Джемилева, народного депутата Украины, лидера меджлиса крымских татар, выдвинули претендентом на присуждение Нобелевской премии мира в 2009 году. Всемирный конгресс крымских татар принял обращения к Президенту, Верховной Раде, Кабинету Министров Украины, к Совету Европы, Европейскому Союзу, ОБСЕ и другим международным организациям, создал свои рабочие органы.

20 ЛЕТ СПУСТЯ. ЧТО СДЕЛАНО?

Крымские татары возвращаются в Крым уже больше 20-ти лет. Два десятилетия — срок, достаточный для того, чтобы построить дом, школу, больницу, мечеть, дорогу. 20 лет — это почти срок смены поколений, и в Крыму уже выросла молодежь крымских татар, не знающая чужбины. В 1991 году, когда пал СССР, когда был вновь после 74-летнего перерыва созван курултай и создан меджлис крымских татар, думалось, что народ скоро вернется и обустроится. Если бы все пошло так, как думалось тогда, то сегодня основные проблемы должны были быть уже решены, остались бы, возможно, кое-какие мелочи.

Спустя время крымское сообщество еще только подходит к решению многих проблем с восстановлением прав безвинно пострадавшего народа. Более того, если раньше говорили, что возвращение народа в основной своей массе закончено, то сегодня утверждается, что переезда на родину, в основном из Узбекистана, ожидают еще десятки тысяч крымских татар: раньше называлась цифра 50 тысяч, позже — 100 тысяч, а сейчас говорят о не менее, чем 150-ти тысячах! Возвратившиеся на родину примерно 260—280 тысяч человек (с учетом расселения по всей Украине возвратились около 300 тысяч) составляют сейчас 13,54% населения Крыма. Они создали здесь около трехсот поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов, являющихся средоточием нерешенных экономических, социальных и гуманитарных проблем.

По данным выступавшего на конгрессе председателя постоянной комиссии Верховной Рады АР Крым по межнациональным отношениям делегата Ремзи Ильясова, обеспечены электричеством пока только 98% этих поселков, водопроводом — 75%, газифицировано 15%, имеют дороги с твердым покрытием 12%, а «о канализации и говорить не приходится». На Южном Берегу Крыма смогли обустроиться только 5% переселившихся, хотя до выселения в этом регионе Крыма жили 25% депортированных. В Крыму создано всего 14 школ с крымскотатарским языком преподавания, работает Крымский инженерно-педагогический университет, кадры из числа репатриантов готовят также другие вузы автономии. Ремзи Ильясов считает, что в Крыму должно быть создано еще примерно 20 поселков компактного расселения вновь прибывших. Украинское правительство по государственной программе обустройства потратило на эти цели примерно 1,2 млрд .гривен, но, по расчетам Киевского института «Гипроград», для решения экономических вопросов обустройства необходимо примерно 2,5 млрд. долларов.

Оказывается, эти проблемы волнуют не только людей в Крыму. Например, в Турции, куда после ликвидации Крымского ханства и присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году устремились основные потоки эмигрантов, насчитывается, по разным сведениям, от одного до четырех миллионов выходцев из Крыма. Поэтому-то делегаты из Турции, занимающие в своей стране видное и влиятельное положение, и составили сейчас основную (после Крыма) часть конгресса. В Крыму реализуется программа турецкой помощи репатриантам, которую ведет агентство ТИКА. Много социально-экономических проектов по строительству школ, больниц, водоснабжающих систем реализовано по линии ПРИК ООН, которая привлекала правительственные средства Нидерландов, Германии, США, других государств. Считается, что с помощью турецкого государства в Крыму построено не меньше, чем одна тысяча домов для переселенцев. Кстати, это все на фоне того, что из стран СНГ только Украина взвалила на себя тяжесть обустройства переселенцев, а другие государства полностью игнорируют Бишкекское соглашение, по которому Россия, Узбекистан, Казахстан и другие страны, в экономику которых крымские татары внесли значительный вклад после депортации, обязывались оказывать помощь возвращающемуся народу, но теперь заявили, что считают обустройство крымских татар на родине внутренней проблемой Украины.

Непредубежденный анализ показывает, что если за двадцать лет репатриация и обустройство не смогли завершиться даже в своей основной части, то и национальное движение, руководившее этим процессом, и его отношения с Украиной требуют глубокого реформирования. Национальное движении крымских татар было довольно эффективным в политической борьбе. Оно добилось главного — возвращения народа из депортации. Национальное движение крымских татар было активным участником правозащитного движения в СССР. Именно национальное движение организовало почти повальное возвращение народа на рубеже 80—90-х годов прошлого столетия, переезд огромных масс людей за несколько лет. Национальное движение создало органы национального самоуправления, так и не узаконенные до сего времени, но координирующие усилия народа и государства в Крыму по решению проблем обустройства.

Мустафа Джемилев говорит, что украинскому государству предлагается признать крымских татар в Украине не национальным меньшинством, как это существует до сих пор, не населением, а целостным народом, что влечет за собой больше прав, но и больше обязанностей, чем те, которыми обладает просто меньшинство. Да, за этим актом возникнут обязательства государства рассмотреть вопрос о государственном статусе языка (как правило, на территории только автономии), о квотах в органах власти, о формах и способах участия в государственном управлении, о возрождении национальной культуры, образования, особенностях духовной и религиозной сферы. В Украине же ни органы государственной власти, ни общественные формирования, ни местное самоуправление, ни даже ученые и теоретики государственного строительства к такому уровню постановки вопроса не только не готовы практически, но даже теоретически ни одна концепция не рассматривает этот вопрос в такой плоскости. Прежние украинские правительства и парламенты, похоже, считали, что проблема рассосется сама собой, что как-нибудь оно да образуется. Но сами собой проблемы такого уровня не рассасываются, более того, с проведением конгресса проблема крымских татар уже вышла на мировой уровень, достигла повесток дня в мировых организациях, и чем дальше, тем больше будет дискутироваться на международном уровне. Украина в такой ситуации или должна продемонстрировать свою состоятельность в решении национального вопроса, или же и она, как в свое время Россия — но уже в ХХI веке! — станет называться «тюрьмой народов». Третьего, кажется, не дано...

Причиной длительной нерешаемости политико-правовых проблем крымскотатарского народа, по мнению многих делегатов всемирного конгресса, является ликвидация в 1783 году государственности крымских татар, которая до сих пор не воссоздана ни в какой форме. Крымские татары, как известно, не принимали участия в референдуме 1991 года о воссоздании Крымской автономии, поскольку на тот момент большинство народа находилось еще на высылке. В нынешней АРК, в отличие даже от Крымской АССР образца 1991 года и Республики Крым образца 1994 года, крымскотатарский язык не имеет статуса государственного, а в Верховной Раде автономии не установлена национальная квота для депутатов от крымских татар. Кстати, ее ликвидацию при утверждении конституции 1998 года объясняли тем, что... репатриация закончилась и проблемы формирования органов власти и участия в них крымских татар решены. В нынешней структуре органов власти крымские татары составляют 10—13% среди депутатов всех уровней, 4—5% в среднем в органах исполнительной власти. Все это дает основание лидерам национального движения заявлять, что нынешняя АРК — это не автономия крымских татар и она не защищает их права и свободы. Поэтому они говорят, что целью движения является воссоздание национальной государственности. Это не ново. Радикальные шовинисты обвиняют крымских татар в стремлении то оторвать Крым от Украины и создать в нем независимое татарское государство, то в намерении присоединить Крым к Турции, хотя ни сама Турция, ни даже ее отдельные политические деятели никогда и нигде, в отличие от российских политиков, не говорят о возможном присоединении Крыма. В докладе на конгрессе Мустафа Джемилев частично даже дезавуировал положения известной Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, заявив, что она принята в августе 1991 года в условиях существования СССР и соответствует тому времени. А если бы Декларация принималась сегодня, то цель национального движения была бы сформулирована иначе. А именно — как создание крымскотатарской национально-территориальной автономии в составе Украинского государства.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС: «ПРОГНОЗИСТЫ» ОШИБЛИСЬ?

Рефат Чубаров сказал, что итоги конгресса продемонстрировали нищету мышления многих «прогнозистов», которые заблаговременно критически отзывались о самой идее созыва Всемирного конгресса крымских татар, и утверждали, что Мустафа Джемилев, во-первых, стремится стать «главным татарином мира», во-вторых, хочет создать себе рабочее место, поскольку после 18-ти лет в меджлисе уже не может быть его председателем. Избрание президентом конгресса Рефата Чубарова, а не Джемилева, спутало все карты тем политологам, которые мыслили слишком прямолинейно. Между тем, именно такой результат конгресса более закономерен.

Во-первых, только на критике идеи конгресса и лично Мустафы Джемилева строила свою работу в последние несколько месяцев группа людей, которая называет себя партией «Милли-Фирка». И жизнь показала, что они ошиблись во всем — и в оценке перспектив Джемилева, и в оценке роли конгресса, оказавшегося вполне жизнеспособной организаций, которую поддержало действительно большинство крымских татар во всем мире.

Во-вторых, большое значение имел тот факт, что всемирный конгресс проходил на очень неблагоприятном политическом фоне. Многие СМИ пытались представить идею объединения крымских татар как угрозу другим нациям, а ведь крымские татары только следовали путем украинцев, казанских татар и других наций, которые уже имеют свои мировые конгрессы и активно используют их для возрождения как национальной культуры, так и экономики. Также не секрет, что среди крымскотатарских обществ, главным образом в Турции, проводилась активная агитационная работа против конгресса, причем в ней как главный тезис использовалось утверждение, что Джемилев — диктатор, не допускающий иного мнения и других людей в национальное движение. Согласно первоначальному замыслу, результатом этой работы должно было стать проведение в Турции альтернативного всемирного конгресса крымских татар, который должен был помешать крымскому конгрессу и не допустить его регистрации. Но случилось так, что именно крымский конгресс поддержало большинство крымских татар Турции. Альтернативный конгресс, механизм которого уже был запущен, не дотянул до своего статуса, и вместо него в Анкаре был проведен «Симпозиум национально-гуманитарных объединений» или, по другой версии, «Встреча представителей депортированных тюркских народов». Ко вполне благородному мероприятию действительно была привлечена Федерация крымскотатарских дернеков (обществ) Турции, первоначально заявившая о своем неучастии в крымском конгрессе, но поскольку одних крымских татар было явно мало для статуса конгресса, к симпозиуму привлекли ногайцев Турции, Союз женщин Азербайджана, представителей чеченских дернеков, объединение тюркских оджаков и другие общества. В симпозиуме принимал участие один из главных критиков нынешнего меджлиса — президент Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма, имеющий тесные связи со Службой национальных меньшинств ООН, Надир Бекиров, который выступил с докладом, как говорится в сообщении, «о бесправном положении крымскотатарского народа в Украине, где он до сих пор не признается государством в качестве народа», значительной частью которого была критика как украинского государства, так и Джемилева и нынешних курултая и меджлиса.

Вполне очевидно, что крымские татары приняли решение в этой сложной ситуации сохранить лицо и, учитывая важность мирового общественного мнения, сыграли более тонко. Выдвигая Чубарова на пост президента Всемирного конгресса, Джемилев предъявил конгрессу, как он сказал, «личное условие» — чтобы на следующем курултае Чубаров не снимал свою кандидатуру на пост главы меджлиса, поскольку об этом уже есть решение предыдущего курултая. Таким образом, он законсервировал ситуацию: Чубаров поставлен в такие рамки, что он не может быть не избран главой меджлиса, и тогда будет вынужден отказаться от работы во Всемирном конгрессе, а главой Всемирного конгресса будет избран... Не будем опережать события, но Мустафа Джемилев по-прежнему остается кандидатом №1 на этот пост. Политический вес и опыт Мустафы Джемилева позволяет ему и дальше оставаться авторитетным лидером мирового движения крымских татар, даже не будучи формально избранным в конгрессе, тем более, что, оставаясь главой курултая и меджлиса, он сохраняет в руках значительно больше «приводных ремней», чем это возможно в составе конгресса, переживающего период организации и становления. А опыт работы во главе международной организации именно в период ее создания не будет лишним и Рефату Чубарову, с которым в Крыму связывают все будущее крымскотатарского народа.

А ЧТО ПОСЛЕ КОНГРЕССА?

Нет сомнения, что несостоявшиеся кадровые перестановки, которых все давно ожидали, так или иначе замедлят реформирование национального движения, но, тем не менее, конгресс сыграет ту роль, которой от него ожидают вот уже десятилетие. «Теперь украинскому политикуму нужно будет не только определяться, но срочно определяться в своем отношении к крымскотатарскому народу, — говорил Рефат Чубаров, уже будучи избранным президентом всех крымских татар. — Нам не нужно менять свое отношение к Украине, мы всегда были за территориальную целостность Украины, мы за ее дальнейшую европейскую и евроатлантическую интеграцию, и мы ждем откровенной позиции украинских политиков. Нам некуда деться, мы на родной земле, мы в украинском государстве, но если украинское государство и дальше не будет определяться по отношению к крымским татарам, то крымские татары все больше и больше будут задаваться вопросом: а что это за государство, которое так плохо к нам относится? И как нам к нему относиться?».

Всемирный конгресс не внес ничего нового в политические, экономические и гуманитарные требования крымских татар, поскольку они давно известны. Разница только в том, что конгресс теперь уже подтвердил их на международном уровне и спустя какое-то время поставит их выполнение под контроль международных организаций. Таким образом, крымскотатарский народ значительно усиливает внешнее давление на государственные органы Украины с целью решения вопросов своего обустройства и интеграции в новый социум.

Лидеры крымскотатарского народа считают, что решение их проблем и не должно носить революционный характер. Есть многие проблемы, в первую очередь гуманитарного характера, которые не требуют больших сиюминутных затрат, но их решение значительно укрепило бы стабильность и положение народа в социуме. Таковы положения о статусе языка, которые вообще превратились в формальность, поскольку на практике во многих государственных учреждениях Крыма и так используется крымскотатарский язык как третий для составления официальных документов. На трех языках публикуются многие правовые акты, даже на зданиях Верховной Рады и правительства Крыма установлены вывески и на крымскотатарском языке. Но отсутствие государственного статуса сдерживает развитие образования, издания учебников, совершенствование документооборота, даже развитие архивного дела и так далее. Неурегулированность вопроса о языках и о топонимике приводит к тому, что Верховная Рада Крыма принимает решение об установке дорожных указателей на русском языке, меджлис — на крымскотатарском языке. Можно только представить себе, какая вакханалия с дорожными указателями будет твориться на международных трассах Крыма, если эти решения будут выполнены...

Никто не надеялся, что Всемирный конгресс решит все проблемы народа. Но если отбросить фантастические проекты, например, теорию Светланы Червонной, высказанную ею и раньше на одном из курултаев, что в Крыму будет создано крымскотатарское государство и Мустафа Джемилев будет избран его президентом, то решения конгресса представляются вполне реалистическими и, как отмечает Рефат Чубаров, помогут украинским органам власти полнее осознать и задачи становления своего государства, и статус крымскотатарского народа в нем.

ЧАС «Х» ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА?

Кроме проекта закона, некогда ветированного Леонидом Кучмой и до сих пор лежащего под сукном, меджлис не разработал комплексные механизмы восстановления прав народа. Какие шаги должно предпринять украинское государство не на крымском, а на своем уровне в деле восстановления прав на участие в государственном управлении, в деле статуса языка, в деле восстановления топонимики, в деле восстановления образования? Пока во всех этих сферах, как по инициативе крымских татар, так и по инициативе украинских чиновников, приняты спорадические несистемные шаги, вряд ли адекватные реалиям. А чтобы решить весь комплекс проблем, нужно разработать систему их решения, в которой все будет взаимосвязано и согласовано. Какой орган справится с этим? В нынешней Украине — никто, кроме широкого круглого стола с правами научно-правовой конференции, с участием лидеров самих крымских татар, ученых и политиков самого прогрессивного образа мышления, глубоко знающих и проблему, и мировую практику в этой сфере.

Поэтому сегодня самое время меджлису (если хотите — все еще существующему Совету представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины) при поддержке Всемирного конгресса выступить инициатором проведения Всеукраинского круглого стола по проблемам возрождения и интеграции в украинский социум крымскотатарского народа. Главная его задача — найти ответы на те вопросы, которых еще нет, сконструировать механизмы реформирования крымской автономии и всего комплекса межнациональных отношений.

Но можно ли решить самые актуальные проблемы межнациональных отношений в Украине даже методом круглого стола в нынешней политической ситуации и при нынешнем Президенте, при нынешних парламенте и Кабинете Министров? Боюсь, что нет, ибо понятно, что все они заняты своими уже предвыборными делами, а решение межнациональных проблем в Украине потребует многих непопулярных решений, что перед выборами практически невозможно.

Следовательно, пожалуй, Мустафа Джемилев потому так легко и согласился пока на «кадровые каникулы», потому так легко поручил Рефату Чубарову ту работу во Всемирном конгрессе, которую прочили ему, что сейчас просто не время поднимать вопросы реформирования межнациональных отношений в Украине. Время их решения наступит примерно через год, когда в Украине произойдет смена правящих элит, когда будут возможны непопулярные решения, когда будет проведен следующий курултай, который изберет Рефата Чубарова председателем меджлиса, а ІІ Всемирный конгресс не только поручит Мустафе Джемилеву пост президента всех крымских татар, но и примет решение о неотложности реформ.

Вполне очевидно, что сегодня главным пунктом стратегии крымских татар в отношении Крыма и наиболее результативным способом решения назревших проблем будет спокойная, но научная и конкретная подготовка их к проведению такого круглого стола с уже новым президентом, новым парламентом и новым правительством Украины. И тогда промедление станет непростительным ни для крымских татар, ни для Украины.

КОММЕНТАРИЙ

Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины, директор Института литературы им. Тараса Шевченко, глава Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко:

— Мустафа Джемилев — это фигура знаковая не только в судьбе крымско-татарского народа, но и вообще в истории мирового правозащитного движения. Это человек, который своей жизнью доказал, что для него самое главное — права и свободы крымских татар, которые были репрессированы.

Борьбу с коммунистическим режимом Мустафа Джемилев начал, будучи еще совсем молодым. Я очень хорошо знаю его судьбу. У меня есть материалы, изданные за границей, о борьбе крымских татар за возвращение на свою историческую родину.

Как-то я был в составе делегации крымских татар в Турции. Меня поразило, что там целые села встречали Мустафу Джемилева как национального героя. А что больше всего удивляло — его знали! Его считают лидером всех тюркских народов. Благодаря ему нас принимали на высшем уровне — мы встречались с президентом Турецкой Республики, проводили встречи во многих министерствах. Авторитет Мустафы Джемилева в мире безоговорочный.

Считаю, что есть все основания ожидать, что Мустафа Джемилев будет отмечен Нобелевской премией как выдающийся правозащитник ХХ—ХХІ веков. Я убежден, что украинская интеллигенция с радостью поддержит его кандидатуру. Присвоением Мустафе Джемилеву такого высокого знака отличия будет данью уважения к борьбе крымских татар против коммунистического режима.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ