Вчера «День» начал публикацию мнений народных депутатов
Украины о возможных сценариях имплементации и политического будущего Кабмина.
Сегодня решение этих вопросов по-прежнему остается туманным, и даже самые
«сведущие» в кулуарных лабиринтах Верховной Рады политики затрудняются
делать точные прогнозы развития ситуации.
Валерий АСАДЧЕВ, фракция «Украинский народный Рух»:
— Иван Плющ несколько дней назад сказал, что считает вопрос
имплементации одним из самых главных, но когда я предложил, чтобы в четверг
14 сентября депутаты проголосовали по нему, то Иван Плющ сразу сделал шаг
назад. Эта политическая акция (а это политическая акция) состоится в зависимости
от очень многих факторов, которые сейчас трудно предусмотреть. Единственное,
что можно сказать однозначно — это то, что «благодаря» референдуму Украина
оказалась в замкнутом экономическом пространстве. Европа практически полностью
прекратила все взаимоотношения с Украиной, за исключением части частного
бизнеса и частного капитала. Можно сказать, что осталась небольшая форточка,
которая закроется сразу же после того, как Верховная Рада проголосует за
изменения в Конституции. Я думаю, что если здравый смысл возьмет верх и
эти изменения проголосованы не будут, мы покажем цивилизованному обществу,
что в Украине еще есть остатки демократии и силы, которые поддерживают
эти остатки демократии. Сегодня разговоры правительства о том, что нам
не дают кредитов и их следует брать у коммерческих банков (хотя и они не
дадут) — это лишний раз подтверждает то, какой ущерб нанесен Украине этим
референдумом. Лапикура может обманывать украинский народ, но цивилизованную
Европу и европейские институты не обманешь. Они все хорошо знают. Знают,
кто писал вопросы, знают, сколько людей пришло на референдум, сколько проголосовало,
сколько бюллетеней подброшено. Трудно предвидеть ущерб, нанесенный государству
этим актом политического и юридического вандализма. Я не голосовал в первом
чтении за президентские поправки и сейчас голосовать не буду.
Анатолий МАТВИЕНКО, председатель Украинской Народной
партии «Собор»:
— В стране существует системный, а не правительственный
кризис. И этот кризис заключается в том, что властный квартет — президент,
правительство, парламент и общественные институты — мы никак не можем рассадить
даже для самой примитивной музыки. И кому-то выгодно, чтобы такого единства
никогда не было. Поэтому следует полностью менять всю систему власти. И
здесь наш Президент абсолютно прав: либо мы должны стать на путь президентской
республики, и пусть тогда Президент не прикрывается правительством, которое
он сделал бесправным, а берет на себя всю ответственность. Либо мы должны
строить парламентско-президентскую республику, и тогда большинство в парламенте
формирует правительство и, соответственно, совместно отвечает за то, как
это правительство выполняет свои полномочия. К сожалению, мы опять консервируем
какую-то абракадабру: у нас есть Президент, который имеет все, но ни за
что не отвечает. И у нас есть правительство, которое ничего не может, но
за все отвечает. Это кризис власти, ее несовершенства.
Александр РЯБЧЕНКО, председатель контрольной комиссии
Верховной Рады по приватизации:
1. Я думаю, что изменения в Конституции примут и 300 голосов
наберут. Хотя все будет зависеть от того, что будет голосоваться. В первом
чтении проголосовали именно те тексты, которые были вынесены на референдум.
А решение Конституционного суда в описательной части содержит пожелание,
чтобы эти поправки в Конституцию были доработаны. Я на сегодняшний день
не могу сказать, что будет голосоваться — тексты, голосовавшиеся на референдуме
или другой вариант, который будет соответствовать пожеланиям Конституционного
суда. В зависимости от этих вариантов можно было бы прогнозировать, сколько
голосов наберут. Пока что на руки депутатам никаких документов не роздано.
Имплементация стоит в повестке дня сессии под грифом «Вопросы, которые
поручается подготовить и доработать для рассмотрения на сессии». То есть,
юридически этот вопрос не готов еще к рассмотрению.
2. Мое мнение — существует проблема, которую часть людей
называет правительственным кризисом. Мне кажется, что правительство все
больше становится политическим органом — это видно и по их выступлениям,
и по принимаемым решениям, и по позиции, занимаемой первыми лицами правительства.
Но любой политический орган обладает властью, если он избран народом. И
предмет кризиса, думаю, в том, что нет ответа на вопрос: а кого представляет
правительство, какие политические силы, какой народ их избрал. У нас есть
два народно избранных органа: Президент и парламент. Кто-то из них должен
взять на себя ответственность за правительство. И кто-то из этих двух должен
обладать правом формирования правительства и одновременно нести ответственность
за его действия. Сейчас же правительство все более становится самостоятельной
политической силой. И если не будет принят закон о Кабинете Министров,
то я считаю, что кризис такого правительства неизбежен. Не секрет, что
при принятии всех важных решений правительство договаривается не непосредственно
с парламентским большинством, а только при поддержке Президента. Это не
нормально для правительства.
Если в этом же составе правительство попытается доработать
до февраля — это напрасные надежды. Очень плачевным будет итог. Понятно,
что правительство нуждается в укреплении, что многое не получается, кадровый
состав подобран слабо. И тут вопрос уже в том, сможет ли оно оздоровиться
само, подобрать людей, которые больше соответствуют понятию рыночных реформ.
А то у нас вроде бы правительство реформаторов. Но я последнее время мало
слышу, чтобы этих реформаторов называли рыночниками.