Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Таких больше не будет...

Спасибо, Борис Григорьевич!
24 мая, 2012 - 12:38
ФОТО АНДРЕЯ МОСИЕНКО
«ПОРТРЕТ ГЕРОЯ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАРВАТА

Его знали и уважали музейщики не только Украины — целого мира. За плечами патриарха музейного дела академика Бориса Возницкого — более 60 лет самоотверженного труда, положенного на алтарь сохранения национальной культуры. Кто-то даже пытался посчитать, сколько памятников он спас, и данные получились невероятные — около 40 тысяч.

В этом году исполнилось 50 лет, как Борис Григорьевич пришел на должность директора Львовской галереи искусств. В предпоследнем интервью газете «День» он сказал: «Я так много работаю, что даже в отпуск не хожу — последний раз отдыхал в 1964-ом. Работаю все субботы и воскресенья»... В том же интервью прозвучали и такие фразы:

— Меня страшно угнетает то, что я хочу что-то сделать и не могу...

— Держу возле себя высказывание Иосифа Слепого: «Народ, который потерял прошлое, исчезает с лица земли». А еще всегда цитирую Mein Kampf Гитлера: «Для того чтобы ликвидировать народ, у него нужно забрать культуру».

Трагедия случилась вчера около девяти утра. Борис Возницкий, находясь за рулем собственного автомобиля, врезался в маршрутку. Эту информацию «Дню» подтвердили во Львовской галерее искусств и добавили, что Борис Григорьевич выехал из Львова рано утром, оставив записку: «Еду в Поморяны».

Коллектив «Дня», который на протяжении многих лет сотрудничал с Борисом Возницким, чувствовал его внимание, духовную поддержку, выражает искренние соболезнования родным, друзьям и коллегам Бориса Григорьевича. Вечная память.

Оксана КОЗИНКЕВИЧ, заведующий отделом европейского искусства Львовской галереи искусств:

— Чем можно измерить эту утрату? Мы все стали сиротами, потому что потеряли родного человека, потеряли нашего отца. Эпоха Возницкого закончилась. Это был последний из могикан. Таких сейчас не встретишь... Мы все в очень тяжелом пике... Сегодня должен был открываться проект Бориса Григорьевича «Код Триполья», и мы уже в течение длительного времени обсуждали, как это сегодня будет происходить... Он радовался, как малое дите... О том, что поедет в Поморяны, никому ничего не говорил...

Роман ЯЦИВ, профессор Львовской академии искусств:

— В лице Бориса Возницкого многое было собрано — это и интеллектуал, и энтузиаст музейного дела, и эрудит... Его владение культурно-художественной проблематикой не имело границ. Он постоянно был вдохновен новыми и новыми идеями, постоянно искал возможности совершенствовать свои знания, у него все время были новые разработки, находки... Он усиливал имидж Украины в мире. Я не преувеличиваю — именно в таком контексте можно говорить о такой индивидуальности, как Борис Возницкий. Он был очень светлым человеком. И моральным и этическим авторитетом для всех нас — тех, кто работает в касательных с Борисом Григорьевичем сферах. (Посыл тем, кто еще не разобрался: разве есть в Украине моральные авторитеты? — Ред.).

Игорь КОЖАН, директор Львовского национального музея им. Андрея Шептицкого:

— Бориса Григорьевича я знал более 30 лет. Всю свою жизнь он посвятил Львовской галерее искусств, ее развитию. Благодаря ему эта галерея стала одним из мощнейших музеев не только в Украине — в Европе. Безоговорочной заслугой Бориса Григорьевича стало восстановление Олесского замка, который он поднял из руин, создал в нем уникальную экспозицию. Довел до ума и Золочевский замок. Много здоровья и сил вложил также в Подгорецкий замок. Мечтой его было показать скульптуры Пинзеля в Лувре... Борис Григорьевич еще при жизни поставил себе памятник, поскольку не имел регламента во времени работы: как только закончил свой рабочий день — уже вновь его начинал. Рабочим временем была вся его жизнь. Так, в рабочем ритме, сердце его и остановилось... Борис Возницкий сделал колоссальный вклад не только в украинскую — в мировую культуру. Он сделал очень много для того, чтобы популяризировать украинское искусство в мире. Гибель Бориса Возницкого — большая утрата для всей Украины, не только для работников культуры, потому что Возницкий был и общественным деятелем, к которому всегда прислушивались. Люди делали определенные выводы, опираясь на жизненный опыт Бориса Григорьевича.

Сергей КРОЛЕВЕЦ, председатель Всеукраинской ассоциации музеев, и.о. директора Музея истории Киева:

— Это уникальный человек энциклопедических знаний, легенда Украины, совесть нации, всецело предан Украине и музейному делу. Для него музейное дело, Украина и собственная жизнь — неразрывные понятия. Он служил Украине. Его убеждением было, что самое важное звено — музейная сфера, сфера охраны памятников: он становился в защиту и церквей Закарпатья, и против разрушения объектов культурного наследия исторического центра Львова. Человек очень легкий на подъем, очень доброжелательный, улыбающийся. У него даже с возрастом морщины на лице сложились в очень хорошую улыбку. Человек открытый и обращен лицом ко всем, кто бы к нему ни обращался — от президента до простого посетителя. Он ничего собственного не имел — у него был один костюм, одно пальто, ботинки. Вся его жизнь была — музеи и Украина. Его уход из нашей жизни — непоправимая утрата для всей Украины.

Коллектив студии «ВИАТЕЛ» (Василий Витер, кинорежиссер; Василий Образ, кинорежиссер; Наталия Сопит, ведущая сериала «Гра долі»; Георгий Кривошеенко, кинооператор; Галина Криворчук, продюсер):

— Острая боль пронизала нас, когда сегодня утром к нам на студию позвонила директор Золочевского музея Надежда Гупало и сообщила о гибели Бориса Григорьевича Возницкого. Это огромная потеря и для его родных, и для его сотрудников, и для тех, кто хоть раз имел счастье с ним общаться, и для всей Украины.

Для нас, кинематографистов, Борис Григорьевич за многие десятки лет своей самоотверженной работы создал невероятной красоты и достоверности съемочные площадки. Об этом могут сказать не только украинские, но и зарубежные кинохудожники, которые снимали исторические фильмы во дворцах и замках, которые он сохранил, отстоял у чиновников, отвоевал у времени, которое разрушало их, и отреставрировал вместе со своими коллегами. Это теперь всемирно известные замки в Олеске, Золочеве и Подгорцах.

Борис Григорьевич был неоспоримым авторитетом у искусствоведов Украины и Европы, к его почтенной мысли прислушивались украинские высокопоставленные должностные лица и президенты. Но мы знали, что в любой момент можно позвонить ему на мобильный телефон — и он всегда поможет советом и ответит на вопрос. Он всегда, при любой власти, начиная еще с советских времен, твердо шел к своей цели — сохранению украинского культурного наследия. Он был гением, он был титаном. Он стал героем Украины совсем недавно. И мы видели, с какой честью и гордостью он носил эту награду.

По-видимому, потому, что чувствовал, что заслужил ее от Украины. Но он был героем и без этой награды. Для съемочной группы сериала «Игра судьбы», который создается на студии «ВИАТЕЛ», он был советчиком и научным консультантом в нескольких фильмах. И несмотря колоссальную занятость, мы знали, что он смотрел наши фильмы. Следовательно, он был осведомлен с культурологическими процессами в Украине не только в своей отрасли.

Борис Григорьевич был чрезвычайно скромным и благородным человеком. И он сумел воспитать в своем коллективе таких же увлеченных своим делом фанатиков. Мы не раз во время съемок наблюдали, как он мог приехать, например, в Золочевский музей поздним вечером, чтобы поработать над старыми экспонатами. И видели, с какой любовью и радостью встречали его сотрудники.

Таких людей заменить невозможно. Но его дело, насколько он смог завершить его, останется для нас всех, кто любит историю, искусство, Украину.

Светлая память Вам Борис Григорьевич...

Лю­бо­мир Мед­видь, про­фес­сор, на­род­ный ху­дож­ник Ук­ра­и­ны, ака­де­мик НА­ИУ :

Жизнь ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка на­по­ми­на­ет кни­гу, со­дер­жа­ние ко­то­рой име­ет ло­ги­чес­кое на­ча­ло, пол­но­цен­ное раз­ви­тие и ло­ги­чес­кий ко­нец. Но нам труд­но осоз­нать, что сю­жет этой кни­ги за­вер­шен с пол­ной все­лен­ской точ­нос­тью, что каж­дый ее раз­дел на­пол­нен сво­им вы­со­ким и сог­ла­со­ван­ным смыс­лом, каж­дая стро­ка на­хо­дит­ся на сво­ем точ­ном мес­те, каж­дое сло­во взве­ше­но, каж­дая бук­ва или тит­ла на­пол­не­ны пре­дель­ной вы­ра­зи­тель­нос­тью и в сво­ей со­во­куп­нос­ти бе­зу­ко­риз­нен­но рас­по­ло­же­ны в ве­ли­чии аб­со­лют­ной Бо­жьей все­о­бъем­лю­щес­ти. Каж­дая боль­шая жизнь — ко­рот­кая или дол­гая — длит­ся ров­но столь­ко, сколь­ко ее боль­шое со­дер­жа­ние тре­бу­ет стра­ниц — ни на стро­ку боль­ше, ни на сло­во мень­ше. Все же, нам, кто нав­сег­да про­ща­ет­ся с ве­ли­ким че­ло­ве­ком, не­из­мен­но ка­жет­ся, буд­то пос­лед­ние стра­ни­цы его боль­шой кни­ги от­сут­ству­ют, ко­неч­ный раз­дел не до­пи­сан, за­вет­ные сло­ва не ска­за­ны.
Оче­вид­но, это лишь ил­лю­зия, свой­ствен­ная зем­ным че­ло­ве­чес­ким гла­зам. И хоть это ил­лю­зия, мы с бо­лью в ду­ше вздра­ги­ва­ем от мыс­ли, что об­лож­ка та­лан­тли­вой кни­ги зак­ры­лась преж­дев­ре­мен­но, что сю­жет обор­ван, со­дер­жа­ние не ис­чер­па­но, пос­лед­няя точ­ка не пос­тав­ле­на. Мы дол­жны быть бла­го­дар­ны Про­ви­де­нию, что на­пол­ня­ет нас той бес­цен­ной грус­тной ил­лю­зи­ей. Она сви­де­тель­ству­ет, что на­ше соз­на­ние спо­соб­но пос­ти­гать вы­со­кие тек­сты, что на­ши ду­ши жи­вы для ве­ли­ко­го, на­ши стрем­ле­ния не по­те­ря­ны и на­ше по­ни­ма­ние ре­аль­ных обс­то­я­тельств дей­стви­тель­нос­ти не по­те­ря­но. Она до­ка­зы­ва­ет, что мы жи­вы для жи­во­го, спо­соб­ны тво­рить и от­ве­чать за на­шу жизнь.
У нас всег­да ос­та­нет­ся жи­вое по­ни­ма­ние то­го ве­ли­ко­го смыс­ла, ко­то­рый да­ро­вал нам Бо­рис Воз­ниц­кий. Мы не­из­мен­но ос­та­нем­ся бла­го­дар­ны Ему за на­ше не­по­те­рян­ное прош­лое, за то, что воз­вра­тил из не­бы­тия важ­ные эпи­зо­ды на­шей ис­то­рии, что со­е­ди­нял на­шу па­мять с бес­по­кой­ным на­сущ­ным, что кир­пич по кир­пи­чу за­пол­нял про­бе­лы в цо­ко­ле на­шей куль­ту­ры, что, воз­вра­щая зна­ме­на­тель­ные си­лу­э­ты Олес­кой, Под­го­рец­кой, Зо­ло­чев­ской твер­дынь, очер­та­ния скуль­птур нес­рав­нен­но­го Пин­зе­ля, про­из­ве­де­ния Па­ли­ев­ских, Кон­дзе­ле­ви­чей, Рут­ко­ви­чей, До­лин­ских, над­днес­тров­ских и над­збру­чан­ских мас­те­ров рез­ца и кис­ти, ве­ли­ких гет­ма­нов и бе­зы­мян­ных мас­те­ров, пра­щу­ров Плис­нис­ка и столь­но­го Ки­е­ва, фун­да­мен­ты и фрон­то­ны прош­ло­го — что всей сво­ей пло­дот­вор­ной де­я­тель­нос­тью Он су­мел про­я­вить крас­ки, фор­мы и ан­сам­бльные узо­ры в па­но­ра­ме на­шей От­чиз­ны.
Пол­но­цен­ная жизнь Воз­ниц­ко­го ос­та­но­ви­лась точ­но в той точ­ке, от­ку­да в пер­спек­ти­ву про­рас­та­ет от­вет­ствен­ность на­ше­го проч­те­ния тек­ста его ве­ли­чес­твен­ной кни­ги.
 

ОТ РЕДАКЦИИ. Борис Возницкий был Личностью, которая объединяла поколение. У «Дня» с Борисом Григорьевичем сложились особенные отношения. Он всегда посещал все акции нашей газеты во Львове, и само его присутствие постоянно было для нас подтверждением того, что не стоит ждать моментального эффекта от нашей деятельности. Следует направлять свои усилия на отдаленную перспективу. Именно этим руководствовался и он. Борис Григорьевич свою высокую планку держал до последнего вздоха. «День» продолжает брать с него пример. Вечная память Герою.

Коллектив редакции выражает глубокие соболезнование коллегам, родным и близким Бориса Возницкого.

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ БОРИС ВОЗНИЦКИЙ ДАЛ «Дню»

На днях редакция «Дня» готовит аналитический материал о проблемах сохранения памятников недвижимой архитектуры. Конечно, мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию в области и к признанному авторитету в этой сфере Борису Григорьевичу Возницкому. Предлагаем читателям последнее блиц-интервью ученого, которое он дал нашему собственному корреспонденту во Львове Татьяне Козыревой.

«Поскольку государство не обеспечивает средствами, единственная надежда — на общественность»

Борис ВОЗНИЦКИЙ, директор Львовской галереи искусств, Герой Украины:

— Проблема в том, что в Украине профессии реставратора не учат. Реставрационные работы выполняют мастера, которые учатся в профессионально-технических училищах выполнять строительные и штукатурные работы. И они, вступая в должность реставратора, применяют методы реставрации. Так же, как и инженеры или архитекторы, которые хотят перепрофилироваться в реставраторов.

Проблема — средства, которых на реставрационные работы вообще не выделяют. В частности, мы здесь, во Львове, за последние пять лет не получили ни копейки ни на один замок. Еще бывший председатель Львовской областной администрации через Министерство по чрезвычайным ситуациям добился для нас каких-то средств, но мы их так и не получили. Все делаем своими силами. Или ищем спонсоров. Замок в Золочеве будем закрывать — рушится надвратная башня. Там сейчас все течет — заливает и библиотеку, и фонды.

Участие общественности в решении вопроса спасения архитектурных памятников является очень важным. Безусловно! Поскольку государство не обеспечивает средствами, единственная надежда — на общественность. К примеру, Поморянский замок (памятник истории и архитектуры в поселке Поморники на Золочевщине), который начал рушиться, взяли под свою опеку реестровые казаки. Помогают нам и в Подгорцах — недавно там работала группа из «Кока-колы». Сейчас приезжает на десять дней еще одна группа. В Золочеве нам помогает военная часть, местные милиционеры. Это очень важно. Если бы не общественные организации, то вообще была бы беда!

Но на Львовщине ситуация — не наихудшая, потому что у нас не так много замков и мы как-то с ними справляемся. А вот на Тернопольщине — около сорока развалин. И если их не спасать, то многие замки вскоре увидим лишь на фотографиях.

Я помню действующим Поморянский замок, замок в Старом Селе. А теперь все это рушится. А сколько дворцов пропадает...

СПРАВКА «Дня»

Борис ВОЗНИЦКИЙ (18.04.1926 — 23.05.2012) — искусствовед, директор Львовской галереи искусств, академик Украинской академии искусств, Герой Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, заслуженный работник культуры Украины и Польши, президент Украинского национального комитета Международного совета музеев (ICOM). Много внимания уделял сохранению замков и дворцов — в частности, Олесского, Золочевского, Подгорецкого, Пятничанской башни, деревянных церквей. Курировал сборник деревянных барокковых скульптур Иоанна Пинзеля.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ