Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарас ЧЕРНОВИЛ: «Если компромисс будет достигнут до решения КС, будут уступки с нашей стороны»

20 апреля, 2007 - 18:54
В ИЮЛЕ 2006 ГОДА ТАРАС ЧЕРНОВИЛ КУПИЛ 126 ЖЕЛТЫХ РОЗ И РАЗЛОЖИЛ ИХ НА МЕСТА, ГДЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СИДЕТЬ «БЮТОВЦЫ». ТЕПЕРЬ ТАРАС ВЯЧЕСЛАВОВИЧ РЕШИЛ НЕ ТРАТИТЬ СВОИ КРОВНЫЕ НА ЦВЕТЫ. ВИДНО, НАКЛАДНО / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Очевидно, что кризисная ситуация в высших эшелонах власти изрядно надоела всем: и коалиции, и оппозиции. И те, и другие заявляют о необходимости как можно быстрее разрубить этот гордиев узел, только вот каждый предлагает свои рецепты, не желая слышать доводы оппонентов. Когда, наконец, это все закончится? Это первое, что спросил «День» у регионала Тараса ЧЕРНОВИЛА.

— Все должно было бы закончиться нормально и спокойно после решения Конституционного Суда. И, по сути, юридически, инцидент после этого будет исчерпан. Однако нынче, как видим, началась несуразица со стороны БЮТ. Они говорят о сложении депутатских полномочий, но это абсолютно тупиковый ход, и ничего они сделать не смогут. Я лично выделил время, сел, открыл Конституцию, регламент и другие законы и могу утверждать, что выходка оппозиции не более чем выходка. Эту историю, кстати, мы уже проходили в июле прошлого года, когда они складывали свои полномочия и я за свои кровные купил 126 желтых роз — роз разлуки, а они взяли и не ушли (смеется). Сейчас они рассказывают аналогичные сказочки, но ничего у них не выйдет.

«Наша Украина» и подавно ничего не может сделать, поскольку у них блок, а, согласно закону, который писал, к слову, Юрий Ключковский, без Кинаха они и шага не сделают. То есть это полный абсурд, однако они начинают взывать к улице, заявляя о новом Майдане. Но это ведь на самом деле смешно, они ведь на одноразовые акции людей едва собирают. Но мы боимся провокаций и, не дай Бог, стычек. Мой прогноз — напряжение в стране будет длиться до лета.

— А каков будет финал этого противостояния?

— Все будут работать, так как и работали. Я еще недавно надеялся, что все утрясется в мае, но, учитывая последние действия наших оппонентов, очевидно процесс несколько затянется.

— Вы говорите, что кризис утрясется, и все будут работать, как и прежде. А фамилии ключевых фигур — Президента, премьера, спикера — также останутся неизменными?

— Безусловно.

— Подождите, а как же импичмент? Ведь это слово ежедневно как заклинание произносят парламентарии от коалиционных фракций.

— Позиция Ющенко действительно достала. Когда он пишет в Конституционный Суд указы, кого они должны менять, что и как им надо делать… Знаете, в любой другой стране мира после таких фактов Президент самостоятельно идет в отставку. Понимаете, после обнародования таких фактов это уже не европейский Президент. И как по мне, это адекватная реакция коалиции, представителями которой было сказано о том, что Президент должен нести ответственность за свои действия. К такой ответственности относится и импичмент, но об этом, на мой взгляд, будет актуально говорить тогда, когда, скажем, Президент не подчинится решению КС или, скажем, будет поддерживать бандитские действия, которые мы наблюдали на днях возле здания Конституционного Суда.

Но, если быть откровенным, мне кажется, что нынешний Президент будет Президентом до конца отведенного законом срока. Аналогичная ситуация и с ВР: парламентские выборы будут, если мне не изменяет память, 27 марта 2011 года.

— Как вы считаете, нынче Конституционный Суд Украины является моральным арбитром в политическом поединке?

— Да. Но когда суд, простите, оплевывают посредством сфальсифицированных и непроверенных фактов, это свидетельствует об отсутствии морали у тех, кто этим занимается. Это истерия. Вот и.о. председателя СБУ выдвигает публичные обвинения судье КС. Он даже не утруждает себя проверкой этих фактов.

— Так называемая партийная квота в КС, из-за которой, собственно, нынче суд и называют политизированным, она, по-вашему, должна присутствовать при формировании состава КС?

— Мы можем по этому поводу долго дискутировать. Сейчас говорят о том, чтобы судей КС избирали всенародно, и чтобы судей Верховного Суда также избирали всенародно. Возможно, это и правильно, но для этого необходимо вносить изменения в Конституцию. А сейчас мы имеем такую форму, какая есть. Например, я считаю, что выборы на пропорциональной основе со своими закрытыми списками — это плохо, но ведь они есть. То есть я о том, что избрана именно такая конституционая модель. Хорошая она или плохая? Об этом вряд ли приходится говорить, она есть. Кому-то, может, не нравится должность Президента, но она ведь прописана в Конституции.

— Парламентская коалиция имеет некую дорожную карту или вы в нынешнем политическом поединке принимаете сиюминутные решения в зависимости от развития событий?

— Я не могу сказать, что у нас есть утвержденный план действий. Мы работаем, принимаем законы, сейчас мы, кстати, многие законы проголосовали уже во втором чтении и передали их на подпись Президенту. Если Президент не подпишет их в 15-дневный срок, они будут обнародованы председателем ВР, вступят в действие и правительство будет ими руководствоваться в своей работе. Президент, очевидно, хочет дожиться до того, что он в этой стране станет просто лишним.

— Политический компромисс на основе пакета Ющенко может быть достигнут?

— Пакет Ющенко — это пакет Юли, и о нем речь даже не идет. Пакет Ющенко начинается с фразы, что его указ правомочен. То есть Верховная Рада должна признать, что она нарушила Конституцию. А в чем же тогда, спрашивается, компромисс? Наш пакет предусматривает со стороны Ющенко только один четкий шаг — ликвидацию своего указа, причем посредством каких угодно формулировок. Он, например, может ликвидировать указ по причине невозможности его выполнения ввиду коллизий в Конституции, во-вторых, может заявить, что Рада учла все его пожелания, которые стали причиной подписания этого указа. То есть Президент вправе под каким-либо «соусом» ликвидировать свой указ, сохранив при этом свое лицо. После того как Президент ликвидирует свой указ, мы выключаем из регламента пункт, позволяющий депутатам на индивидуальной основе вступать в коалицию. Согласно статье 90-й Конституции Украины деятельность ВР и коалиции регулируется Конституцией и регламентом. В регламенте указано, что индивидуальное членство возможно, но Бог с ним, мы этот пункт аннулируем. Тогда в коалиции однозначно останется 239 человек, и точка. Помимо этого мы соглашаемся принять Универсал национального единства в виде закона. Это, признаться, маразм, но мы согласны.

— Почему, простите, маразм?

— А как мы можем проголосовать за пункт Универсала, где говорится о создании единой поместной церкви!? Ну вот я греко-католик, что мне делать? Более того, Конституцией запрещено вмешательство государства в проблемы церкви. Ну да ладно. Мы готовы принять хоть закон о пасеке и пасечниках, это не противоречит Конституции.

— По вашему мнению, политический компромисс по линии Президент—премьер будет достигнут до решения КС или нет?

— Нам лучше, чтобы конфликт развязался до решения КС. Поверьте, никто не хочет втягиваться в процедуру импичмента. Никто. Нам меньше всего нужны внеочередные президентские выборы. Это будет такой каламбур. Вы ведь помните, что было на плановых выборах в 2004 году, а это досрочные. Да упаси Бог еще раз такое пережить… Если компромисс будет достигнут до решения КС, будут уступки с нашей стороны. Если Президент не признает решение КС — в Украине нет Президента.

— На днях спикер Мороз заявил о том, что с депутатов от оппозиции, которые в минувшую среду блокировали вход в здание КС, может быть снята неприкосновенность. Вы и правда готовы проголосовать за это?

— Извините, а как же иначе. А как же слова о том, что бандиты должны сидеть в тюрьмах. Они бандиты. Они нарушили несколько статей Криминального кодекса. Они препятствовали работе высшего законодательного органа, в данном случае Конституционного Суда. Они подошли к грани статьи, которая предусматривает посягательство на жизнь и здоровье высших должностных лиц государства — членов КС.

— Не усугубляйте…

— Подождите, в той ситуации вокруг КС, которую мы наблюдали в среду, могло произойти все, что угодно. Ведь даже зафиксировано на пленку, как они кричали: «Да мочите этих судей!». Я не говорю, что по этой статье их должны судить, но рассматривать эту статью надо. Но, по большому счету, это все зависит не от нас. Если Генеральный прокурор, а это может сделать только он, а не, скажем, заместитель и так далее, наберется мужества и подаст в парламент представление о лишении тех депутатов неприкосновенности, я вам гарантирую 247 голосов «за». Но после этого будет еще следствие, и только потом суд.

Беседовала Наталия РОМАШОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ