Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Темные пятна автокатастрофы под Борисполем

31 марта, 1999 - 00:00

До сих пор в трагической гибели Вячеслава Чорновила есть вопросы, на которые нет ответов. Если к этому добавить, что наш народ уже привык к тому, что неугодных у нас убирают, то не удивительно, что после автокатастрофы под Борисполем смерть украинского политика стала ассоциироваться с гибелью лидера компартии Белоруссии Петра Машерова в 1980 году.

Каковы бы ни были реальные причины гибели Чорновила, но уже сегодня настораживает тот факт, что милиция отрабатывает только одну версию — дорожно-транспортное происшествие. Версия о покушении, как сообщил журналистам министр внутренних дел Юрий Кравченко, «даже не рассматривается и не может рассматриваться ни по каким причинам»... Министр аргументирует свою позицию тем, что «человек (водитель КамАЗа Владимир Куделя. — Ред.) ехал из колхоза в Киев в командировку, ошибся дорогой, решил сделать разворот — так и произошло трагическое столкновение». (Следует напомнить, что «Чайка» Машерова врезалась в грузовик «ГАЗ-53Б», перевозивший картофель). Представители МВД также заявили, что данных о том, что «водитель умышленно совершал поворот», нет.

Как сообщает Центр журналистских исследований (ЦЖИ), начальство характеризует 48-летнего Владимира Куделю «с положительной стороны». У него двое детей — 10-летний сын и 15-летняя приемная дочь. В селе Александрополь Днепропетровской области он живет уже 12 лет. Рейсы, подобные тому, в котором был Куделя (вез пшеницу, которую должен был выменять на запасные детали для автомобиля в Волынской области), местные водители выполняют постоянно.

Но в таком случае почему опытный водитель забыл совершить поворот направо для следования маршрутом грузового транспорта в объезд Борисполя? Почему, проехав 120 метров и наконец решив сделать разворот, не заметил несущуюся «Тойоту»? Почему, не принял мер для обеспечения безопасности движения в ночное время?

Почему Геннадий Удовенко, на глазах которого произошла авария, в воскресном телеинтервью СТБ сообщил, что за все время, пока он и его соратники ожидали милицию и скорую, и после их приезда он «не заметил» водителя злополучного КамАЗа?

На брифинге в МВД Украины заместитель министра внутренних дел, начальник главного следственного управления Александр Штанько и начальник УМВД Украины в Киевской области Александр Бевз сообщили, что, хотя КамАЗ имел исправные передние и задние фары, во время разворота он занял такое положение, что свет от них в «Тойоте» попросту не увидели.

По утверждению министра внутренних дел Юрия Кравченко, водитель легковушки мчался со скоростью 120—130 км в час (в бывшем СССР, кстати, спецслужбы рекомендовали водителям развивать скорость 100—120 км, чтобы не было возможности вести прицельную стрельбу по автомобилю). КамАЗ и прицеп, которые полностью перегородили дорогу, он мог увидеть только в свете своих фар. Но, как сообщает ЦЖИ со ссылкой на информированный парламентский источник, находившийся за рулем «Тойоты» Евгений Павлив был водителем экстракласса, в свое время он серьезно занимался автогонками. Тормозной путь «Тойоты» — 39 метров, для профессионала это вполне достаточное пространство, чтобы избежать столкновения. Тем более что дорога, по словам А.Штанько, на том участке ограждена не была.

Трудно дать однозначный ответ на вопрос: что на момент столкновения делал водитель КамАЗа — совершал разворот или попросту стоял на месте? И почему вначале генерал А.Бевз заметил, что журналисты могли бы встретиться с водителем КамАЗа, а позже на вопрос, когда и где, поправился — дескать, только хотел бы этого. В свое село, кстати, водитель еще не вернулся.

КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ ОБЫЧНО С ДОРОГИ... УБИРАЮТ?

«Имел место трагический случай, — заявил народный депутат Роман Зварич (фракция НРУ). — Если бы Чорновила хотели убрать, то сделали бы это более изощренным способом». А на вопрос корреспондента «Дня», располагало ли МВД информацией о совершении возможных противоправных актов по отношению к лидеру Народного руха, Александр Штанько ответил: «Жалоб не поступало».

Но оставшийся в живых Дмитрий Панамарчук в одном из первых своих интервью не исключил того, что трагический инцидент мог быть связан и с начавшейся предвыборной президентской борьбой.

На минувших парламентских выборах за НРУ проголосовало почти 2,5 миллиона избирателей, что позволило партии занять второе место среди 30 партий и политических блоков. Больше всего голосов партия собрала в трех областях — Львовской, Тернопольской и Ровенской. В этих областях слово Чорновила имело большой вес. Именно от него во многом зависело, кому отдадут голоса избиратели региона на выборах главы государства, подчеркивает ЦЖИ.

Независимо от того, какой была авария под Борисполем — «заказной» или случайной — сегодня ясно одно: нынешнюю власть, ведущую торг с левыми, фигура Чорновила перестала устраивать. Зачем власти такие политики, когда она фактически санкционирует присоединение к МПА, раздувает «красный пожар», чтобы сыграть на страхе перед «левой угрозой» и выиграть президентские выборы, пусть даже от страны в результате останется одно пепелище? Сегодня власти выгодно уничтожение — хотя бы политическое — правого центра.

...То, что катастрофа с Машеровым была подстроена, стало известно спустя много лет. Возможно, правду о гибели Вячеслава Чорновила (а также об убийствах Евгения Щербаня и Вадима Гетьмана, покушение на тогда еще премьер-министра Павла Лазаренко и т.д., и т.п.) мы также узнаем после того, как к власти в стране придут другие люди...

Виктор ВОРОНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ