УПА: не выигранная битва, но и не проигранная война
Оценивая достижения и потери на пути государственного признания борьбы УПА с высоты этих лет, можно сделать, на первый взгляд, неутешительный вывод. Власть и общество не приблизились, а наоборот отдалились от позитивного решения одной из насущных проблем общества. Более того, создается впечатление, что все усилия ученых, общественности, отдельных партий, народных депутатов и даже правительства и президента (Виктор Ющенко выступал за государственное признание УПА) оказались бесполезными и ненужными. Ведь сегодня никто серьезно не считает, что уже завтра Верховная Рада примет судьбоносное для УПА решение. Иными словами: битва проиграна.
И все же проиграть битву — не значит проиграть войну. Более двадцати лет борьбы за государственное признание УПА не прошли бесследно. Попробую это доказать.
Думаю, немногие будут отрицать, что деятельность УПА как военного формирования времен Второй мировой войны, не без помощи так называемой советской исторической науки, до недавнего времени трактовалась крайне негативно. Сегодня все изменилось. Результаты социологических исследований, проведенных Социологической группой «Рейтинг» в марте-апреле 2011 года, показали, что оценки деятельности УПА хотя и отличаются в отдельных регионах, но в среднем участниками борьбы за независимость Украины ее считают 27 % украинцев.
Это много или мало? Убежден, что если бы какая-то провластная или оппозиционная политическая сила имела такой процент поддержки, то считала бы это не просто успехом, а политическим триумфом. При этом не закрываю глаза на то, что в Восточных и Южных регионах Украины деятельность УПА воспринимают не так одобрительно, как, скажем, на Галичине или Буковине. Однако — это вопрос времени.
Очевидно, что самые большие усилия для популяризации УПА приложили ее апологеты. И это само собой разумеется. Однако, по моему мнению, несправедливо недооценивается роль отечественных ученых, которые, в конце концов, сумели заложить исторический фундамент украинского, а не малороссийского понимания места и роли УПА.
Напомню, что в мае 1997 года президент Л. Кучма дал поручение создать Правительственную комиссию по изучению деятельности ОУН и УПА. Рабочая группа при Правительственной комиссии была сформирована в Институте истории Украины НАН Украины. Именно она и подготовила документ под названием «Отчет рабочей группы историков при Правительственной комиссии по изучению деятельности ОУН и УПА. Основные тезисы по проблеме ОУН-УПА (исторический вывод)». В целом проблему деятельности ОУН и УПА изучали двадцать ученых. Среди них — известные широкой общественности имена, в частности С. Кульчицкий (руководитель рабочей группы), Ю. Шаповал, А. Кентий, Г. Касьянов, И. Илюшин и др.
Указанный документ важен тем, что в нем можно найти ответы на вопросы, которые постоянно заостряются во время дискуссии относительно места и роли ОУН и УПА во время Второй мировой войны.
Так, самым распространенным аргументом против государственного признания ОУН и УПА было и есть обвинение украинских националистов в сотрудничестве с гитлеровской Германией. Авторы отчета, обработав достаточно большой массив документов, пришли к нескольким выводам.
Во-первых, не возникает никаких сомнений в том, что деятельность ОУН и УПА ставила целью возобновление независимости Украины, а потому была направлена против стран, которые, по убеждению лидеров националистического движения, были оккупантами, а именно — Советского союза, Германии и Польши.
Во-вторых, украинских националистов не удалось связать с конкретными эпизодами преступной деятельности, которые рассматривались на Нюрнбергском процессе.
В-третьих, историки не ставят под сомнение факт, что когда более-менее стали известны настоящие планы Гитлера относительно Украины, ОУН и УПА включились в активную вооруженную борьбу с Германией. Это подтверждается прежде всего немецкими архивными источниками. В Отчете зафиксировано, что «в документах нацистской полиции безопасности и СД, которые каждые две недели поступали в Берлин из оккупированных восточных областей, на рубеже 1941 и 1942 гг. появилась рубрика «Украинское движение сопротивления». Его составными частями немецкие эксперты называли ОУН(Б) и ОУН(М), а также отряды атамана Т. Бульбы-Боровца, который позиционаровал себя политически с Государственным центром УНР», то есть формирования, которые составляли боевой скелет УПА.
В конечном итоге в Отчете расставлены четкие акценты относительно признания УПА воюющей стороной. «Гитлеровский режим, равно как и любой другой, не мог допустить существования в своем тылу не контролируемой им силы. С образованием повстанческой армии украинские повстанцы становились воюющей стороной независимо от своего желания воевать с Германией», — констатируется в документе.
Беспристрастный анализ Отчета свидетельствует о том, что украинская власть вынуждена признать УПА на государственном уровне.
Еще один, возможно, важнейший аспект проблемы, это судьбы бывших бойцов УПА. Из года в год их становится все меньше и меньше. И хотя на Западной Украине, где они проживают в подавляющем большинстве, власть оказывает им всевозможную, прежде всего социальную поддержку, не исключаю, что, учитывая существующую политическую конъюнктуру, им живется крайне некомфортно. И это самая большая трагедия поколения, которое с оружием в руках защищало честь своей нации и государства, но так и не дождется государственного признания. Однако обратите внимание, что, не считаясь ни с чем, ветераны УПА никогда «коленопреклоненно» не просили никакую власть их признать. Для них это не является целью жизни. Как и 70 лет назад, они убеждены, что нет беды в том, что проиграна битва. Главное — выиграть войну и, таким образом, сохранить и утвердить государственность Украины.
РЕПОРТАЖ
Анна ЧЕРЕВКО, «День»
14 октября совмещает в себе три краеугольных украинских праздника: христианский праздник Покрова Святой Богородицы, годовщину создания Украинской повстанческой армии и День украинского казачества. Традиционно в это время проходит чествование героев УПА. Самые массовые празднования проходят в Киеве и Львове.
Несмотря на прохладную погоду и дождь, митинг и марш в честь памятной даты в столице объединили около 10 тыс. национально сознательных граждан. По-своему природные катаклизмы интерпретировал депутат Львовского горсовета от «Свободы», который выступил организатором мероприятия, Юрий Михальчишин: «Небо плачет — ангелы вспоминают тех, кто в 1942 году взял в руки оружие и боролся, пока хватало сил», — отметил он.
Парк Тараса Шевченко вблизи одноименного университета, где проходил сбор желающих приобщиться к шествию, заполонили желто-голубые, красно-черные стяги и флаги «Свободы». Пока активисты собирались в месте назначения, вблизи памятника Шевченко звучали боевые песни украинских повстанцев.
Организаторы заявили, что 14 октября — настоящий украинский праздник, а УПА — своеобразный тест на политическую зрелость, украинскость и историческое сознание. Свободовцы отметили, что украинцы и до сих пор не имеют достоверной информации о повстанцах, ведь советская идеология годами либо замалчивала, либо искажала и перевирала историю национально-освободительной борьбы украинцев в ХХ ст. Однако дело героических повстанцев не было напрасным, и более того, закончилось успешно: золотой тризуб и сине-желтый флаг, под эгидой которых воевала националистическая армия, теперь являются символами независимого Украинского государства. Кроме того, Михальчишин отметил, что эти флаги не знают позора и грязи — воины УПА никогда не капитулировали и не теряли веры, ведь были призваны народом.
Впрочем, свободовцы убеждены: противостояние еще не завершилось. Несмотря на то, что становление суверенной Украины все же состоялось, по убеждению активистов, государство необходимо наполнить украинским содержанием. Похожего мнения придерживается и представитель Объединенной оппозиции Александр Бригинец. «Линия фронта проходит вокруг каждого», — заявил Бригинец, мотивируя это тем, что, в отличие от повстанцев, которые боролись против немецкой и советской оккупационной власти, мы имеем врагов внутри самой страны.
Учитывая приближение выборов, не обошлось и без традиционной партийной риторики. Так, известный оратор «Свободы» Ирина Фарион призывала избавиться от мягкотелости и толерантности, которые завели украинцев в тупик, и научиться отличать ценности, которые стоит с любовью растить и лелеять, от того, что нужно яростно ненавидеть. Лидер объединения Олег Тягнибок, в свою очередь, призывал участников митинга быть готовыми к революции. «Если не удастся отстоять Украинское государство мирным путем, то нужно быть готовыми к более решительным действиям», — заявил Тягнибок. После этого в толпе прозвучало: «К оружию!» — но этот призыв не приобрел резонанс. По убеждению главы «Свободы», главным заданием современников является создание взлелеянного в мечтах повстанцами УПА государства на принципах национальной и социальной справедливости.
Иную цель для современных поколений очертил известный поэт Дмитрий Павлычко, автор стихотворения «Два кольори», где фигурирует красное и черное как неизменная ассоциация с УПА. «Важнейшее задание сегодня — объединить Восточную и Западную Украину», — сказал литератор. «Я был в повстанческой сотне и помню, что у нас были куренные из Полтавы и Чернигова, — делится поэт, — этот праздник должны отмечать и на востоке... Роман Шухевич (главнокомандующий УПА. — Авт.) ездил по всей Украине как великий командир европейской армии», — добавил Павлычко.
Несмотря на вездесущность партийной символики, многие люди решили принимать участие в шествии игнорируя политический контекст. «Я здесь не потому, что поддерживаю «Свободу», — объясняет Галина. По ее мнению, УПА — это страницы, которые были вырваны из украинской истории до помаранчевой революции, и их пытаются замалчивать и перекручивать в настоящий момент. «Повстанцы боролись за свою родную землю и собственную Родину — я пришла почтить их память», — говорит девушка.
По окончании митинга колонна двинулась на Михайловскую площадь, где состоялся финальный рок-концерт. Несмотря на то, что столкновения с коммунистами, которые устроили контракцию вблизи памятника Ленину, собрав не более 50 сторонников, не состоялись, эксцессы все же были. Представители движения «Автономное сопротивление» и футбольного движения «Динамо-ультрас» применили петарды и дымовые шашки. В руках они держали плакат с надписью: «Свободу Павличенко». По достижении пункта назначения на Михайловской площади были сожжены стяги Партии регионов и Компартии.