Скандал вокруг министра транспорта и связи Николая Рудьковского, действия которого едва не повлекли конфликт между Украиной и Туркменистаном, как лакмусовая бумага проявил старые «болезни» украинской власти. Речь идет не только об отсутствии координации должностных лиц высокого уровня в вопросах, которые могут причинить вред национальным интересам Украины. События вокруг этого скандала стали своего рода тестом нравственности, профессионализма украинской власти и ее преданности демократическим ценностям. И похоже, что этот тест провалили обе стороны: пропремьерская и пропрезидентская ветви власти.
Напомним, что именно из-за Рудьковского вспыхнул конфликт вокруг приезда в Украину бывшего вице-премьера Туркменистана Худайберды Оразова и экс-посла Туркменистана в Турции Нурмухамеда Ханамова. Министр транспорта, воспользовавшись телефонным правом, помог получить визы туркменским оппозиционерам, которые смогли благодаря этому приехать в Украину сразу после смерти президента Туркменистана. Вследствие этого в конце декабря МИД Туркменистана направил ноту протеста в Киев. Понятно, что за такую «дружескую» услугу коллеги из другого министерства все проблемы должно решать внешнеполитическое политическое ведомство, уполномоченное осуществлять координацию внешнеполитической деятельности Украины. Министр иностранных дел Борис Тарасюк заявил, что у него есть документальное подтверждение действий Рудьковского, нарушающих правила служебной этики, профессионализм данного министра, а также статью 19 Конституции о том, что каждый представитель власти должен действовать соответственно Конституции и законов Украины. Руководитель внешнеполитического ведомства при этом отметил, что приезд представителей туркменской оппозиции в Киев негативно отобразился на украинско-туркменских отношениях. Подобного мнения придерживается Президент, осуществляющий в соответствии с Конституцией руководство внешнеполитической деятельностью государства. «Исходя из того, что Рудьковский грубо вмешался в деятельность иностранных учреждений Украины и побуждал должностных лиц дипломатических учреждений к действиям, нарушающим внутренние инструкции и законодательство Украины, по результатам расследования изучить вопрос о подаче обращения об отставке министра Рудьковского в парламент», — говорится в письме Президента к премьеру, которое процитировал на брифинге заместитель председателя Секретариата Президента Александр Чалый. По его словам, действия министра транспорта поставили под угрозу скоординированный курс Украины во внешней сфере. «Мы должны говорить о политической, дисциплинарной и моральной ответственности министра Рудьковского», — отметил заместитель председателя Секретариата.
Сам Рудьковский в одном из комментариев сказал, что оппозиционеры своим приездом не причинили вреда ни Туркменистану, ни национальной безопасности Украины. По его словам, одной из целей их приезда было изучение опыта строительства демократии в Украине и проведения демократических выборов. Подобной точки зрения придерживаются и другие влиятельные участники антикризисной коалиции. О том, что приезд туркменской оппозиции не причинил вреда национальной безопасности и не осложнил стратегические отношения, заявили соответственно спикер Верховной Рады Александр Мороз и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. Не видит никаких оснований для освобождения от обязанностей чиновника и премьер-министр Виктор Янукович. Как стало известно, Рудьковскому угрожает максимум предупреждение за этот поступок. «Скорее всего, это будет предупреждение или определенная форма воздействия», — заявил вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник, прибавив, что не стоит искусственно придумывать вину, если она еще не доказана.
Кстати, в самом МИДе пока что не могут назвать конкретные данные о нанесенном ущербе Украине, связанном с приездом туркменских оппозиционеров. «Речь идет о межгосударственных отношениях, и измерять ущерб на каком-то конкретном примере довольно тяжело», — сказал «Дню» пресс-секретарь МИДа Андрей Дещица.
Однако, очевидно, и внешнеполитическое ведомство, и, в частности, его руководитель не совсем адекватно действовали при таких обстоятельствах. Заявив, что ситуация с приездом туркменских оппозиционеров не выгодна Украине и ее интересам, поскольку Туркменистан был и остается самым крупным поставщиком газа в Украину, он фактически признал существование своего рода дипломатического бартера. То есть это следует понимать так: Украина не осуждает Туркменистан за преследование оппозиционеров и за это получает газ. Однако, что тогда можно сказать о выполнении Украиной международных договоров? Ведь, как оказалось, туркменские оппозиционеры имеют статус политических беженцев. У одного шведский паспорт, а у другого — австрийский. Украина подписала Женевский договор и соответственно не может запретить въезд беженцев, которые имеют право пересечения границы и не нарушают ее законов.
Кроме этого, Тарасюк совершил недопустимую ошибку, публично прокомментировав содержание туркменской ноты. В одной из телепередач, по-видимому, подвергшись эмоциям, он сказал, что за более чем 30-летнюю дипломатическую практику ему редко приходилось получать ноты с таким оскорбительным содержанием. И при этом первый дипломат страны навел ряд таких изречений. В пресс-службе МИДа сказали «Дню», что в мире не существует практики публикации нот, поскольку это внутренняя переписка, осуществляемая через дипломатические каналы и имеющая определенный гриф.
По мнению директора Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александра СУШКО, ситуация вокруг Рудьковского есть не что иное как попытка поиска симметричного ответа на тот вызов, который был связан с Тарасюком, пребывающим в подвешенном состоянии. Президент и его Секретариат используют любые серьезные предлоги, дабы указать на несоответствие действий представителей антикризисной коалиции национальным интересам Украины, а также интересам ее безопасности.
Однако, похоже, что у обеих сторон различное видение национальных интересов, профессионализма, нравственности и соблюдения демократических ценностей. Но при этом следует заметить, что, в первую очередь, поступок министра транспорта оставляет открытым вопрос о профессионализме должностных лиц. Ведь именно этим должно руководствоваться любое правительство, назначая своих людей на руководящие должности и осуществляя оценку их деятельности. И тем более это должно касаться нынешнего правительства, которое называет себя правительством профессионалов. Но почему-то сейчас, когда очевидно, что Рудьковский воспользовался «телефонным» правом, главные игроки антикризисной коалиции не видят никакой вины в действиях министра транспорта. А это больше похоже на то, что для нынешней коалиции корпоративная этика важнее политической, дисциплинарной и моральной ответственности.