Леонид Кучма не так давно заявил: «Там, где мне не мешают, там, где я как Президент отвечаю, там есть успехи». И привел в качестве примера внешнюю политику. События последнего времени ставят это заявление под сомнение. Концепция «многовекторности во внешней политике» практически сводится к отсутствию стратегии, неопределенности, чего же мы собственно хотим и какое государство строим. Угроза оказаться в так называемой «серой зоне» безопасности становится для Украины все более реальной. Киев не считают полностью «своим», настоящим союзником, ни в Москве, ни в Вашингтоне или Брюсселе. Очень хорошо это продемонстрировали события последней недели — российские сенаторы «отложили дружбу» с Украиной, ссылаясь в первую очередь на слишком «прозападную» политику Киева. В свою очередь, в высказываниях канадского премьера Жана Кретьена, пребывающего сейчас в Киеве и в некоторой степени представляющего общее мнение западного сообщества, из-за дипломатических комплиментов проглядывало нескрываемое разочарование Запада положением дел в Украине. «К сожалению, экономические преобразования в Украине не так динамичны, как мы могли бы надеяться», — сказал канадский лидер в интервью «Дню». Симптоматично, что ранг его визита был снижен — вместо «большой торговой миссии», запланированной ранее, проводится «просто» официальный визит. В том же интервью Кретьен сказал, что весомая международная помощь и зарубежные инвестиции в Украине появятся только тогда, когда «реформы пойдут хорошо». «Деловые люди Канады привыкли работать быстро, а не ждать годами получения того или иного разрешения», — добавил канадский лидер, выступая перед студентами Киево-Могилянской академии. А пока что он договаривался с Кучмой о присоединении Украины к Конвенции о запрещении противопехотных мин.
Несколько лет назад, в бытность премьером, Леонид Кучма обращался к парламентариям с вопросом: «Так скажите мне, какое государство мы должны строить? Такое и буду строить». Ныне глава государства и гарант Конституции должен был бы сам знать ответ на это вопрос.
Но нам всем, по-видимому, придется ждать этого ответа до октября — времени президентских выборов в Украине. Если же кто-то считает, что мы слишком строги к нынешнему Президенту, — пусть просто внимательно вчитается в реакцию Кучмы на отложение ратификации украинско-российкого договора. Этот факт вызвал у главы нашего государства «чувство разочарованности и неуверенности в завтрашнем дне».
Продолжение темы на 3-й и 4-й стр.