...Я не понимаю (а иногда и не хочу понимать), что такое демократия, как это — власть народа? Кто такие избранники народа — депутаты, лучшие его представители или худшие? Что значит — думать о народе? Я не понимаю, что такое политика, и насколько это явление должно входить в мое сознание и изменять его? Если политику решают деньги — то при чем здесь народ? Если случай и жребий — то это скорее дело Божье, а не народное (у Бога случайностей не бывает). Почему же у нас народ не выбирает капитанов космических кораблей, руководителей научных лабораторий? Наверное, компетентности не хватит. А руководителей страны мы выбираем легко. Политикой может заниматься каждый. Главное — уметь говорить на фоне не очень складно говорящей народной массы. В. Ленин увлек миллионы — оказалось, обманул, плохой. Л. Кравчук возвестил о долгожданной свободе — тоже плохой, страну развалил, в Л. Кучме ошиблись — ожидали большего, В. Ющенко подал надежду — и опять не то. А народ-то мудрый, как любят говорить политики. Так что ж он постоянно обманывается и постоянно недоволен? Правители плохие, о себе думают, а народ хороший, правда, тоже о себе думает. Когда мы на своем, маленьком уровне пытаемся где-то «подмутить», это — высший пилотаж, признак ума и сообразительности, когда же государственные мужи делают то же самое, только с большим размахом, это — преступление против народа. Если бы мы поняли, что между маленьким клерком маленькой фирмы, рисующим «схемы откатов», и государственным деятелем, подсчитывающем свою долю в различных «схемах», нет никакой разницы, мы бы перестали плевать на политиков, потому что плюем на себя. Мы обвиняем так называемых олигархов и разбогатевших политиков, зачастую и просто зажиточных людей, до тех пор пока это не коснется нас лично. Как только таким «олигархом» станет близкий нам человек, что отразится и на нас, он сразу станет хорошим, а богатство — приемлемым.
Так есть ли реальная власть народа? Нет такой власти. Мудрость народная проявляется не в волеизъявлении на выборах, а в простой обыденной фразе: «Мы мало что решаем». И это правда. Одного кандидата мы любим за то, что говорит, как песню поет, другого не любим за то, что два слова связать не может. Один нам не мил, потому что он вор (так о нем по телевизору сказали), другой хорош, потому что пообещал бороться с такими ворами. Можно ли руководствоваться элементарными, житейскими воззрениями, делая столь серьезный выбор? Нет. Есть ли другая альтернатива? Тоже нет. Может ли простой человек, не имея должной подготовки и опыта, разобраться в сложнейших вопросах экономической и политической жизни государства? Может ли он понять, что политика — это клубок запутанных и сложных человеческих и межгосударственных отношений? И то, что на поверхности, в сию минуту в государственной политике обывателю кажется плохо, недальновидно, непрофессионально, спустя время окажется благословением для страны. Или наоборот, кажущиеся успехи приведут к серьезным проблемам. Если судить только о повышении заработной платы, то это примитивно, потому что важнейшая (но не единственная) задача власти — повышение материального уровня жизни людей — развернута во времени. Как не может ребенок через год стать стариком, так не может молодая страна в одночасье превратиться в сильнейшую и богатейшую державу мира. Нужны время и стратегия. Ясно ли народ видит и понимает этот стратегический план? Вряд ли. Но еще хуже, если этот план не видят правители.
Разве президенты, премьер- министры, министры и т.д. не из того же теста, что и мы? Если принять во внимание идею единства и, в известном смысле, равенства между водопроводчиком и президентом, мы поймем, что такое власть народа и государственное строительство. Министр или депутат не менее свят, чем комбайнер, и комбайнер не более безгрешен, чем министр. Все — одинаковые. Почему мы думаем, что власть имущие должны быть небожителями? Жить и возделывать землю, которая нас взрастила, — обязанность каждого. Каждый в меру своих сил должен принести кирпичик для строительства общего дома. Ответственность за нашу жизнь лежит не только на президентах и премьер-министрах, но и на нас самих. Если мы попытаемся сделать нашу собственную жизнь счастливее, богаче, свободнее, у нас будут достойные правители. Для многих обездоленных наших граждан в лишней десятке гривен живет сам Бог. И это — ужасная правда. Но трудности проходят, и эти пройдут, но придет ли счастье, свобода и радость вместе с достойной пенсией и заработной платой? Конечно, придут. Но при одном условии. Что это будет лишь трамплином для прыжка вверх.
А силы копить для прыжка и мускулы растить мы должны уже сейчас. И мускулы эти — это наша способность мыслить.
Мы ведь хотим, чтобы наша нация была не только богатая, но и культурная, образованная и счастливая! Иначе деньги нам будут нужны только для вкусного обеда, красивой одежды и дорогих машин. В то же время наличие денег помогает нам освободить сознание от беспокойных поисков хлеба насущного для чего-то большего.
Если в государстве не будет отдан приоритет мысли, образованию и творчеству, понятому широко (завод построить, например, — творчество огромной важности), нам не только не приблизиться к радости метафизического понимания, но и не выбраться из материальных проблем. Посмотрите на богатых людей. Ведь многих увлекают уже не сами деньги, а процесс зарабатывания, самореализация. Быть очень богатыми удел немногих, но реализовать себя как человека, найти в своей жизни незыблемую опору, каждому по силам. Некоторые философы говорят о приближении эпохи переоценки ценностей. Когда на Западе материальные блага отступят на второй план, а гуманитарные станут основными, мы опять, как обезьяны, начнем копировать и кричать: «Какое хорошее учение, открывающие нам Путь!» Неужели мы не можем упредить эту тенденцию! Неужели наш древний дух не может открыть, в первую очередь для себя, а потом и для мира, истинные устойчивые ценности, дающие радость! И наш народ готов принять этот вызов. Но об этом нельзя говорить публично, это нужно шептать на ухо, и об этом нужно молчать. Помолчим. Пусть наступит время, когда революции будут совершаться не на площадях, а дома, в уединении, и не под громогласные крики вождей, а в молчании. И пусть эти маленькие, частные революции в нашей голове и в нашем сердце изменят наше отношение к жизни, откроют ее новые горизонты.