Сегодня завершается трехдневный срок ультиматума Соединенных Штатов афганскому движению Талибан о выдаче главного подозреваемого Осамы бен Ладена, которому приписывают организацию серии террактов в Соединенных Штатах на прошлой неделе. В результате событий «кровавого вторника» до сих пор считаются пропавшими без вести больше пяти тысяч человек. Американская администрация теперь наспех пытается найти своего невидимого врага, спешно проводит подготовку, чтобы отомстить за теракт. Президент США Джордж Буш, назвавший террористические атаки на прошлой неделе «войной ХХI века», получил со вчерашнего дня полную свободу действий для возмездия террористам. Вплоть до военных действий. Американский лидер подписал принятую раньше резолюцию Конгрессом США, которая санкционирует военные действия против ответственных за нападение в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября. Президент еще раз заявил, что ответ Штатов будет неотвратимым, мощным и всеобъемлющим. Буш также окончательно одобрил выделение 40 млрд. долларов в качестве помощи в рамках усилий для преодоления последствий терактов. В Вашингтон начали со вчерашнего дня приезжать лидеры стран мира: Жак Ширак, Мегаватти Сукарнопутри... Масс-медиа сообщают о создании широкой антитеррористической коалиции по поддержке действий США. Причем сейчас сторонников у Вашингтона намного больше, нежели в 1991 году во время операции в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН снова призвал правящих в Афганистане талибов немедленно и без каких-либо условий выдать Осаму бен Ладена. В то же время информагентства сообщили о том, что американские и британские дипломаты в Пакистане, получив приказ об эвакуации, покидают Исламабад. Госдепартамент США предложил также всем американцам покинуть Пакистан до начала ракетных ударов. Подготовка операции под кодовым названием «Возмездие», похоже, вступает в решающую стадию. Передачи на Си-Эн-Эн теперь выходят с титром «Война против террора». 90 процентов населения Соединенных Штатов полностью поддерживают своего президента, 80 процентов убеждены в необходимости именно военной мести. Ранее министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил, что Штаты проведут военную операцию даже в том случае, если талибы выдадут бен Ладена. Складывается впечатление, что возможный военный ответ по Афганистану будет осуществляться не столько с точки зрения безопасности, сколько в угоду общественному мнению. Некоторые из американских политиков, кстати, этого не скрывают...
В любом случае большинство стран мира просит американскую администрацию, перед тем как нанести удары по Афганистану, прежде всего взвесить все «за» и «против». Ряд руководителей государств настаивает, чтобы Вашингтон прибегал к силовым действиям только с разрешения ООН и при безусловных доказательствах причастности к террактам в США тех или иных сил. Египетский президент Хосни Мубарак считает, что возможные атаки по афганцам могут не столько помочь в искоренении терроризма, сколько разожгут еще большую вражду между мусульманским и христианским миром, усилят антиамериканские настроения в регионе, к тому же в результате атаки могут погибнуть невинные люди. В 1998 году Соединенные Штаты, кстати, уже проводили ракетную атаку якобы по террористическим базам в Афганистане после взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании, однако тогда пострадало только гражданское население. Высказывая поддержку США, страны Европы все-таки не проявляют особого энтузиазма именно относительно военного возмездия без четкой стратегии. Германия неоднократно заявляла американцам о необходимости многостороннего сотрудничества по проблеме и заодно предостерегала Штаты не делать кардинальных необдуманных шагов в этом плане.
Согласно последним сообщениям, китайский лидер Цзян Цземинь и российский президент Владимир Путин осудили «терроризм во всех его проявлениях», однако для борьбы с терроризмом они настаивают на сотрудничестве стран мира в рамках Организации Объединенных Наций. Вчера в Москве прошли первые российско-американские консультации по вопросу антитеррористического сотрудничества. Украина до сих пор не высказывала поддержки, но и не отстранялась от возможных военных действий в Афганистане.
Несмотря на полную засекреченность планов США, некоторая информация таки попадает в масс-медиа. Телекомпания Си-Эн-Эн сообщила, что теперь в Вашингтоне рассматриваются два варианта нанесения ударов: масштабные и точечные акции. В первом случае предусматриваются массированные бомбардировки одновременно нескольких стран, которые, по мнению Вашингтона, поддерживают терроризм. Второй вариант предусматривает проведение ряда тайных операций с целью нейтрализации ключевых фигур международного терроризма силами спецназа США. Об этом сообщал ранее вице-президент Соединенных Штатов Дик Чейни. В то же время, по сообщению японского агентства Киодо, морская пехота США готовится перебросить к границам Афганистана морскую пехоту с баз на Окинаве. Согласно этому же сообщению, к границе с Афганистаном уже прибыли группы спецназа американцев. Похоже, они размещены в Пакистане, где проводят подготовку к наземной операции в Афганистане. Три авиабазы и ряд портов на западном побережье Индии могут быть использованы Соединенными Штатами при нанесении ударов по Афганистану.
Вчера в Кабуле началась Шура — собрание мусульманских богословов со всего Афганистана, — где решается вопрос о возможности выдачи Осама бен Ладена. Решение должно быть принято сегодня. Однако судя по предыдущим заявлениям, террорист № 1 пока будет гостить у талибов. Вчера руководство Талибана опять заявило, что требования США о выдаче бен Ладена являются предлогом для уничтожения правящего афганского режима. В случае атак американцев талибы пообещали объявить джихад — священную войну Соединенным Штатам.
Военной атаки Вашингтона, кажется, не избежать. Немало экспертов между тем склоняются к мнению, что победить террористов прямыми атаками вряд ли удастся. Терроризм не имеет границ, а поэтому трудно предвидеть, где возникнет его источник в следующий раз. Предлагается также пакет возможных мероприятий как альтернатива военным атакам. Во- первых, операция спецназа, которая теперь обсуждается в Вашингтоне. Во- вторых, сбор спецслужбами всего мира информации о базах террористов и последующее их уничтожение. Оба варианта, возможно, не такие далеко идущие и не такие масштабные, как этого, возможно, хотелось бы Штатам сегодня, но именно они могли бы привести к меньшему количеству погибших среди мирного населения.
КОММЕНТАРИЙ
Павел КИРПЕНКО, кандидат исторических наук:
— Возможны несколько вариантов развития событий в Афганистане после начала предполагаемой карательной операции США. Первый — все сплачиваются вокруг талибов. Но вероятность этого очень мала. Сейчас в Афганистане голод. Международные организации дают Афганистану 200 тысяч тонн пшеницы в год, в том числе и из американских зерновых ресурсов. Талибов обвинят в голоде, в том, что они изолировали Афганистан, возложат на них ответственность за удары США. В Афганистане никогда не потерпят режима, навязанного извне. Но поскольку американцы не собираются посадить в Кабуле собственное правительство, оккупировать Афганистан, угрозы независимости страны, которая могла бы сплотить афганские племена вокруг талибов, нет.
Второй вариант — удар по талибам уничтожает всю их боевую мощь. Она, кстати, не такая и значительная. Когда талибы останутся без поддержки Пакистана, боюсь, им даже нечем будет стрелять. Появятся новые афганские силы, возродятся прежние группировки и по-новому будет решаться вопрос о борьбе за власть — или с минимальным участием талибов, или уже без их участия. Дело в том, что талибы не выражают сущность пуштунских племен. Их политика не всегда совпадает с пуштунским кодексом чести «Пуштун вали». Пуштуны умело соединяли свои традиционные обычаи и нормы ислама, но никогда не были фанатиками. Поэтому бесконечные запреты талибов, вплоть до того, что женщинам нельзя ходить в белых колготках, потому что это порождает недостойные мысли у мужчин, выглядят дикостью. Среди пуштунов много кочевников, а женщины кочевников всегда были достаточно свободолюбивы.
Северный альянс после гибели Масуда, безусловно, сохранил свою боеспособность. Альянс возник не потому что был Ахмад Шах Масуд, а Масуд стал генералом, потому что существовал Альянс. Масуд представлял организацию Исламское общество Афганистана, относившееся, в период борьбы с Советским Союзом, к числу радикальных. Эта организация объединяла таджиков. В результате гражданской войны соотношение пуштуны-таджики изменилось, роль таджиков возросла. Если раньше таджики были вторым по значению этносом — это определялось и имущественным положением, верхушка таджиков работала в правительстве на высоких постах, то теперь их роль стала еще больше. Однако таджики не могут стать господствующим этносом, это противоречит политической традиции афганского государства и соотношению национальных сил с 1747 года, когда возникла Турранийская держава во главе с Ахмад Шахом. Поэтому задача таджиков — бороться против талибов и искать союзников среди пуштунов.