Вчера Би-Би-Си в качестве первоочередной новости сообщило о том, что правительство Украины на заседании в среду утвердило соглашение об интеграции украинской нефтепроводной системы Одесса—Броды в польскую нефтепроводную систему. Этого решения ждали. Непростое и, откровенно говоря, выстраданное, оно на деле свидетельствует о реальной интеграции Украины в Европу.
Новый вице-премьер украинского правительства по вопросам топливно-энергетического комплекса и промышленности Андрей Клюев, на плечи которого, по сути, легла ответственность за это решение, пояснил дальнейшие планы Киева и Варшавы: «Будет создаваться совместное предприятие по достройке нефтепровода уже на польской территории от Бродов до Плоцка — это первый этап». Далее Украина и Польша будут вести переговоры о дальнейшем строительстве нефтепровода до Гданска. Как сказал А.Клюев, в пятницу в Варшаве планируется подписание документов о создании СП по достройке нефтепровода до Плоцка между владельцем украинских нефтепроводов ОАО «Укртранснафта» и подобным предприятием с польской стороны PERN «Przyjazn» S.A. «Это 500 км нефтепровода, это где-то около $500 млн. инвестиций, может, даже немного больше. Сейчас будем определять, что будет брать на себя «Укртранснафта», что — польская сторона, какие объемы. Я думаю, надо будет делать роад-шоу, чтобы привлекать инвестиции крупных банковских капиталов. Это достаточно серьезный, длительный процесс», — отметил вице-премьер.
Впрочем, лоббисты противоположного направления для украинского нефтепровода (реверс: из России к Черному морю, с дальнейшим выходом через затромбированные ныне танкерами турецкие проливы в Средиземное море) все еще питают надежды на то, что им удастся, как говорится, не мытьем, так катаньем провести свой план. Этот план под видом так называемого временного реверса на самом деле ставит целью скрытую приватизацию нефтепровода (после этого украинское правительство вообще потеряет возможность принимать в отношении него какие-либо решения). К сожалению, эти надежды сегодня пока нельзя назвать пустыми иллюзиями. Ведь окончательного решения правительства по проблеме аверс/реверс еще нет. Его, в соответствии с поручением Президента, предстоит принять до 1 февраля, руководствуясь, в частности, еще и технико-экономическим обоснованием реверса Одесса—Броды, которое в ближайшие дни представит на рассмотрение правительства компания Energy Solution (США). Предварительные выводы этого ТЭО уже получены Минтопэнерго и изучаются. Вчера стало известно, что Energy Solution рекомендует Украине принять предложение ТНК-BP о реверсе нефтепровода Одесса—Броды на срок до трех лет. Energy Solutions считает, что оптимальным вариантом для Украины в долгосрочной перспективе является транспортировка каспийской нефти. В то же время, согласно расчетам Energy Solutions, положительный чистый денежный результат от эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды в режиме трехлетнего временного реверса в соответствии с предложениями ТНК-BP составит $35 млн.
Ранее глава Минтопэнерго и межведомственной рабочей группы, готовящей для правительства решение по аверсу/реверсу, Сергей Ермилов заявлял, что на период достройки участка Броды—Плоцк (три-четыре года) существующая часть нефтепроводной системы должна быть задействована. По-видимому, консалтинговая компания учла пожелания заказчиков... Но при этом возникает далеко не праздный вопрос: если вспомнить, что в нашей традиции все временное неизменно превращается в постоянное, то не увязнет ли в нефтепроводе «коготок» России навечно?
Думается, окончательное решение будет зависеть не столько от выводов Energy Solution, сколько от исхода двух событий, которые почти одновременно произойдут в Вашингтоне и Киеве. За океаном 22—23 января, как сообщалось, пройдет заседание украинско-американской комиссии по экономическому сотрудничеству, на котором украинскую сторону будет представлять А.Клюев. 23 января Киев посетит российский президент Владимир Путин. Сумеет ли Украина при этом извлечь, наконец, конкретную выгоду из своего положения и остаться самостоятельным игроком на европейсклм рынке транзита энергоносителей?