Свой 139-й сезон Национальная опера Украины завершает в напряженном ритме и динамике. Совсем недавно состоялась премьера балета «Мастер и Маргарита», вызвавшего огромный интерес киевлян и гостей нашей столицы новизной своего лексического языка, яркостью и неординарной интерпретацией выдающегося произведения нашего земляка Михаила Булгакова. А под занавес сезона любителей оперы ожидает настоящая творческая сенсация — премьера оперы «Макбет» Дж. Верди. Сенсация уже в том, что это, одно из лучших произведений гениального итальянского композитора, еще не видело света киевской рампы. И вообще эта опера, несмотря на ее бесспорную творческую ценность, не часто попадает на сцену, пугая режиссеров, дирижеров и исполнителей, в первую очередь, многоплановостью и сложностью шекспировского сюжета, взятого за основу либретто. Если применить современную лексику, то это не что иное как некий нехарактерный для музыкально-сценического жанра триллер, с полным набором всех его составляющих: колдовством, пророчеством, изменами, тайными убийствами и смертями, потусторонними силами, привидениями, ведьмами, внезапностью и неожиданностью событий. Странная вещь, но Дж. Верди, который настойчиво требовал от всех своих либреттистов четкости и вразумительности сюжета, определенности психологического поведения героев, а после того создавал оперы понятные и близкие зрителям, в «Макбете» словно отступил от установившихся тогдашних оперных традиций и даже собственного творческого почерка. Здесь впервые полностью отсутствовала любовная линия, раскрытие которой принесло композитору в предыдущих его десяти произведениях, славу и признание.
Вместо этого доминантой оперы становится совсем другая психологическая ипостась человека — разрушительная, всепоглощающая, все испепеляющая жажда власти! С невероятной увлеченностью и вдохновением Джузеппе Верди создавал адекватное музыкальное воплощение одного из наиболее сложных, можно сказать, наиболее запутанных из всех средневековых шекспировских сюжетов. Это словно был его экзамен на понимание и знание творчества английского драматурга, которого он очень любил и творчество которого нашло особенно глубокое раскрытие в его более поздних операх — «Отелло», «Фальстафе» и, в первую очередь, в «Макбете», ставшем десятой оперой 34- летнего композитора.
Джузеппе Верди, который на то время имел хотя еще и не всеитальянскую, но все же широкую популярность, властно входил в музыкальное пространство своего времени. Некоторые из предыдущих его произведений обрели приверженность зрителей, некоторые провалились, даже со скандалами, однако дирекция Флорентийского театра, который считался в то время одним из лучших в стране, сделала ставку на талант Верди и заказала ему ключевую оперу для своего сезона 1847 года. Из нескольких предложенных сюжетов Верди обратился к средневековой трагедии «Макбет», которую, по свидетельству композитора, знал едва ли не наизусть.
Создав сюжетный сценарий будущей оперы, разделив ее на действия, Верди приглашает либреттиста Франческо Пьяве, с которым уже работал над рядом предыдущих произведений, воплотить сюжет в стихотворную форму. Отдельные фрагменты либретто написал выдающийся итальянский поэт Андреа Маффеи. Написание «Макбета» пришлось на довольно трагичную страницу биографии композитора (за несколько лет до этого почти одновременно умерли его жена и двое маленьких детей). Композитор ищет спасения от тоски в работе над новой оперой. Пишет лихорадочно, быстро, виплескивая на нотные страницы еще и собственную боль... В опере сохранена основная линия произведения Шекспира, основные характеристики главных героев. Как и в трагедии, Макбет не главное лицо таинственного, напряженного и многопланового сюжета. Через преступления и убийства он приходит к власти, но является, скорее, орудием в борьбе за безграничную власть. Орудием в руках жестокой женщины, у которой Господь, кажется, отнял сердце.
Для нее не существует ни одного принципа морали в борьбе за власть и трон, дорогу к которому расчищает коварством, убийствами, безжалостным уничтожением детей, которые со временем имели бы право на корону, женщин, которые могли родить таких детей, убивая руками своего супруга, который по ее страшным советам убивает своего дядю и благодетеля короля Дункана! Это она, леди Макбет, охваченная жаждой власти, запускает молох преступления, который остановит только ее собственная смерть и смерть Макбета.
Заглянув за предел дозволенного, греховно узнав при помощи потусторонних сил о своей судьбе, Макбет, как и его жена, поняли эти пророчества по-своему. Им показалось, что само провидение бросает власть к их ногам. Только вот пророчества были совсем о другом... Шекспир очень глубоко трактует одну из важнейших евангельских притч «Кто меч поднимет, тот от меча и погибнет». Сходит с ума и умирает, так и не смыв крови невинных, леди Макбет, гибнет узурпатор трона Макбет от руки нерожденного женщиной Макдуфа, который был вырезан из лона мертвой матери...
В письме Сальваторе Каммарано композитор написал относительно трактовки сцены леди Макбет и Макбета перед убийством короля Дункана и сцены сомнамбулизм леди Макбет: «Эти моменты ни при каких обстоятельствах не должны быть распеты. Необходимо воплотить их игрой и декламированием, голосом достаточно мрачным и приглушенным; без этого невозможно воздействие. Оркестр с сурдинами. На сцене очень темно...» А в другом месте этого письма: «Я желал бы видеть леди Макбет уродливой и злой... я хотел бы, чтобы леди совсем не пела, ...чтобы голос леди был резок, приглушен, мрачен, ... было что-то дьявольское...» Это завещание Верди начало игнорироваться еще при жизни автора. Партию леди Макбет исполняют самые выдающиеся певицы и есть что-то особенно демоническое в контрасте между их красотой, красотой их голосов и страшным естеством обезображенной жаждой власти души их героини.
Премьера оперы (14 марта 1847 г.), над постановкой которой работал композитор, несмотря на достаточно сложные отношения автора с исполнителями главных партий, и некоторым непониманием тогдашней музыкальной критики новейших принципов Верди, имела действительно незаурядный успех. Появление необычных и нехарактерных для итальянской оперы образов, включение титанических страстей, не романтизированных ундин и сильфид, а страшных потусторонних демонических сил, в конечном итоге, обращение к многоплановому историческому сюжету, расширило вокальные и оркестровые средства. По новому зазвучала тембровая драматургия. Очевидно, опера «Макбет» была этапной не только для самого Дж. Верди, но и для европейского оперного искусства.
По своей эмоциональности, динамике и напряжению вердиевская музыка была исключительно адекватной напряжению шекспировского произведения, а эмоционально, по отзывам критики, даже превосходила. Это сразу отметили зрители, как и то, что Верди, воплощая шекспировский сюжет об узурпации власти, провел очевидные параллели со своим временем, с Италией, которая боролась за возврат государственности и независимости. Не случайно, итальянские зрители, вместе с певцами, чуть ли не на каждом представлении в порыве патриотизма подхватывали фразу: «Край родной завял в неволе...»
Спустя почти двадцать лет Дж. Верди, в благодарность за свое избрание иностранным членом Французской академии, осуществляет вторую редакцию оперы «Макбет» для парижского театра «Лирик» (премьера 21 апреля 1865). От первой редакции она отличалась дописанной автором большой балетной сценой, неотъемлемым атрибутом любой большой оперы, которая шла на парижских подмостках, некоторыми изменениями в вокальных партиях, в первую очередь леди Макбет.
В Российской империи цензура всегда запрещала произведения, где был хотя бы намек на цареубийство, поскольку это слишком часто случалось в истории России. Поэтому «Макбет» не ставился ни в драматических, ни в музыкальных театрах, хотя творчество Джузеппе Верди всегда было в почете у зрителей, очень ценилось царской семьей. Впервые опера «Макбет» была показана в Петербурге Итальянской труппой в 1855 году, но... под названием «Сивар-саксонец». И только в 1880-х годах на московской, петербургской, киевской, харьковской и одесской сценах изредка (можно сказать, невероятно редко) в гастрольных антрепризах итальянских труп появлялось это название. Так, в Петербурге на сцене Мариинского театра опера была впервые поставлена выдающимся дирижером Валерием Гергиевим в 2001 году (режиссер Девид Маквикар, сценограф Таня Маккалин, Англия), московский Большой театр впервые в своей более чем 200 летней биографии показал вердиевский шедевр в 2003 году в режиссуре Эймунтаса Някрошюса, которую он осуществил для флорентийского театра «Комунаре» (дирижер Марчелло Панне).
Воплощение оперы «Макбет» (дирижер Владимир Кожухарь, режиссер Итало Нунциата (Италия), художник Мария Левитски, хормейстер Лев Венедиктов) является первой постановкой этого произведения на киевской сцене. Возможно, это случайность, возможно, и нет, но эта постановка совпала с юбилеем создания оперы, работу над которой композитором завершил 160 лет назад.
Джузеппе Верди всегда был излюбленным композитором киевлян и, по-видимому, самым репертуарным композитором нашего оперного театра. Ведь в течение ХХ века здесь состоялось 42 премьеры гениального композитора! К сожалению, среди них не было премьеры «Макбета»... Нынче в репертуаре Национальной оперы Украины пять произведений выдающегося итальянского композитора различных периодов его жизни: «Аида», «Набукко», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», Реквием... И вот к ним прибавляется еще и «Макбет»...
Сегодня на пальцах можно пересчитать театры, в репертуаре которых есть это, одно из наиболее сложных и самых интересных в художественно-идейном плане, произведение Дж. Верди, постановка которого свидетельствует не только о высоком творческом потенциале коллектива, но и о стремлении осмыслить творчество композитора во всей его многогранности, возведшей европейскую оперу до уровня мировой культурной доминанты.