На собрании акционеров ОАО «Укртранснафта» вчера произошла сенсация. С поста председателя наблюдательного совета был смещен председатель НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко (ему уготована роль заместителя), а на место главного «наблюдающего» поднялся заместитель министра Кабинета Министров Константин Петров.
Собрание акционеров — это всегда более чем значимое событие для любой компании. Но собрание ОАО «Укртранснафта», являющееся по сути довольно формальным мероприятием (у компании всего один акционер — государство в лице НАК «Нефтегаз Украины»), может дать новый импульс развитию важнейшего украинского проекта — нефтепровода Одесса—Броды, плавно или, скорее, с некоторыми потугами перерастающего в Евроазиатский нефтетранспортный коридор, по которому каспийская нефть может вырваться на европейский оперативный простор. Но пока еще не ясно, найдет ли эта труба, в конце концов, правильный путь или же так и закончится на украинской территории, будучи немым укором всем тем, кто своевременно не решил вопрос ее наполнения...
Глубину проблемы отчетливо понимают в руководстве страны. Не случайно именно накануне стало известно о том, что Президент Украины Леонид Кучма вновь назначил Ю.Бойко первым заместителем министра топлива и энергетики и одновременно — главой компании «Нефтегаз Украины».
В прессе не раз уже описан конфликт между руководством двух названных компаний (разночтения касаются направления движения нефти, причем «Нефтегаз Украины» выступает за реверс, то есть за перекачку нефти не из Одессы, а в порт «Южный»). Зная это, можно предположить, что Бойко получил карт-бланш не только на внимательное изучение итогов финансово-хозяйственной деятельности подведомственной структуры, начавшееся на затянувшемся собрании одного акционера еще 21 июля. Ведь найти какие-то недочеты (к примеру, в методике подсчета прибыли), не так уж и сложно. Не исключались также и какие-то кадровые решения, которых изначально не было в повестке дня. На собрании планировалось рассмотреть отчет председателя правления о реализации проекта создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора, а также отчет главы правления об итогах финансово-хозяйственной деятельности, внести изменения и дополнения в устав и другие документы.
В то же время трезвые головы утверждают, что резкие кадровые решения буквально через два дня после того, как Украина и Польша в присутствии премьер-министров двух стран подписали в Донецке меморандум о создании совместного предприятия по реализации проекта Броды—Плоцк, невозможны. Поскольку не будут восприняты ни украинской, ни международной, особенно европейской, общественностью. В частности, такую оценку должен бы поддержать и премьер украинского правительства Виктор Янукович, «устроивший» подписание меморандума в тени «Кольчуг», весьма интересных польской стороне. Документ отражает намерение «Укртранснефти» и польской компании PERN «Przyjazn» создать СП для строительства нефтепровода до Плоцка. По мнению украинского премьера, строительство польской части нефтепровода является общей задачей для Украины и Польши на ближайшее время. Янукович, в частности, отметил потребность «построить польскую часть нефтепровода и поработать с нашими партнерами из каспийского бассейна относительно наполнения этого нефтепровода» (строительство планируют начать не позже 2004 года и завершить его в течение 2-3 лет). «Если в этом вопросе мы в ближайшее время сделаем практические шаги, будем наполнять нефтепровод и создадим условия, чтобы он прокачивал в Европу не менее девяти миллионов тонн нефти, — это будет прорыв и победа. Если мы не перейдем, как говорят, с политической игры к решению практических задач — это будет поражение», — четко рассставил акценты В . Янукович. Его польский визави Лешек Миллер заверил, что у правительств обеих стран хватит политической воли, чтоб способствовать решению этих вопросов.
Кстати, в тот же день и в том же месте «Укртранснафта» и польский НПЗ Оrlen подписали меморандум об использовании нефтетранспортной системы Одесса — Броды — Плоцк. Польская сторона намерена транспортировать по нефтетранспортному коридору до 4 млн. тонн нефти ежегодно.
Между тем ход собрания в Киеве дает немало поводов для размышлений. Оно долго не начиналось и дважды откладывалось. Похоже, за кулисами большой политики шел какой-то торг. Наконец, главный акционер (Ю.Бойко) прибыл... Краткий отчет о собрании выглядит так: информация главы «Укртранснафты» по повестке дня принята к сведению, изменения в устав будут внесены, но какие конкретно, пока еще никому не известно, предположительно, речь будет идти о переделе полномочий между руководством компании. В частности, уже сообщалось, что вместо заместителя председателя теперь в компании будет исполнительный директор (им станет известный подписант «секретного» протокола о реверсировании нефтепровода Станислав Василенко).
О чем может свидетельствовать эта кадровая рокировка в «Укртранснефти»? Ее глава Александр Тодийчук (ярый сторонник европейского направления нефтепровода) сохранил свои позиции и теперь получил должность президента. В сочетании с назначением Петрова это может указывать на то, что существенно укрепил свой контроль над компанией В.Янукович. Вместе с тем, практическое повышение Василенко, представляющего «реверсное» или, вернее, пророссийское лобби, также нельзя сбрасывать со счетов. Так что собрание откладывалось неспроста. Вопрос лишь в том, удалось ли этим кадровым решением разрубить трубный узел и полностью ли соответствует достигнутый кадровый компромисс национальным интересам страны?