Дело Оджалана вызвало огромный резонанс в Турции и целом мире. Оценки деятельности Оджалана и его личности отличаются диаметрально — от «одного из самых кровавых террористов в мировой истории» до «признанного лидера национально-освободительного движения курдского народа». Во время процесса Оджалан пытался выторговать у судей свою жизнь взамен за обещание, что он со своим авторитетом даже из тюрьмы может заставить своих сторонников прекратить вооруженную борьбу против властей.
Но ненависть к Оджалану в самых широких слоях турецкого общества слишком сильна. Так, родственники турецких солдат и полицейских, погибших в борьбе с курдскими сепаратистами, устроили настоящее празднование после вынесения приговора. «Спи спокойно, мой мученик, твой убийца заплатит за свое преступление», — с такими лозунгами вышли на улицу родители жертв кровавого конфликта.
Оджалан после вынесения приговора предостерег, что если его казнят, «тысячи людей приведут в действие машину террора, чтобы отомстить за меня».
Впрочем, вынесение приговора еще не означает его немедленное выполнение. Ведь в Турции уже 15 лет не была исполнена ни одна смертная казнь, хотя приговоры и выносились. Кроме того, по турецким законам на каждый смертный приговор автоматически вносится апелляция в Верховный суд страны, сказал «Дню» посол Турции в Украине Альп Кара- осман-оглу. А в связи с особой важностью дела было загодя решено, что смертный приговор лидеру сепаратистов, если он будет вынесен, будет утверждать еще и парламент страны. И только после этого политического решения возможна казнь Оджалана. Но первый шаг на пути к этому вчера сделан. Турецкие власти ныне принимают беспрецедентные меры безопасности, уделяя особое внимание охране иностранных посольств, в первую очередь — посольства США. Ведь, по мнению многих обозревателей, спецслужбы США оказали турецким коллегам решающую помощь при захвате Оджалана в феврале этого года.
Турция застыла в ожидании — действительно ли сторонники Оджалана имеют достаточно сил, чтобы развернуть в стране массированную кампанию террора, которой грозит их вожак?