Даже абсолютно несовершенное положение ЦИК «Про порядок
використання ЗМІ для проведення передвиборної агітації під час виборів
президента України у 1999 році» содержит ряд очень любопытных принципов.
Как, например, предоставление кандидатам в президенты Украины равных материально-финансовых
(при использовании средств Госбюджета) и организационных возможностей для
проведения предвыборной агитации. Конечно, наша ЦИК не предусмотрела дополнительного
требования к электронным СМИ насчет того, чтобы освещение служебной деятельности
лиц, зарегистрированных кандидатами, считалось агитацией — что рекомендуют
для проведения действительно честных выборов многие отечественные и зарубежные
политологи. Так что сплошь подконтрольные действующему Президенту общенациональные
телеканалы под соусом подачи основных новостей страны имеют возможность
раздувать до геометрических размеров любой чих нашего уважаемого Леонида
Даниловича.
Хотя при этом, между прочим, ст. 45 все того же положения
ЦИК гласит: «Інформаційні програми телебачення і радіо при висвітленні
подій, пов'язаних з виборчою кампанією, не повинні виявляти упередженість
чи надавати перевагу одному із кандидатів у президенти України». Но...
О том, что три кандидата — А.Мороз, Е.Марчук, А.Ткаченко — подписали Соглашение
о честных выборах, УТ-1 не сообщало. Зато через несколько дней раздраженную
реакцию Леонида Кучмы на факт существования такого Соглашения этот же канал
передал во всех подробностях. Кто постарше — тот помнит: так у нас в советской
газете «Правда» критиковали Сахарова, Солженицына... О чем писали эти диссиденты
— народу было знать нельзя. Главное, нужно было донести до народа, что
об этом ему предписывает думать «руководящая и направляющая». Времена возвращаются?
Несколько дней назад Евгений Марчук обнародовал на специально созванной
пресс-конференции свою президентскую программу — первый среди кандидатов.
Вы представляете, чтобы в какой-либо цивилизованной стране это не стало
одним из главных событий для всех информационных программ всех каналов?
У нас же — кроме «1+1», ни один общенациональный канал не сказал об этом
ни слова. Зато через пару дней все с трепетом сообщили, что Президент Леонид
Кучма собирается(!) вскоре(!) обнародовать свою программу. И кто- то при
этом нас пытается убедить, что у нас нормальная страна, нормальное правительство,
нормальные СМИ?..
А вот, например, статья 8-я того же положения гласит: «Політична
реклама (антиреклама) має бути означена як така. У політичній рекламі...
має бути чітко зазначено, від імені кого, а також «за» або «проти» якого
кандидата вона розповсюджується». А на «Интере», между тем, еженедельно
выходит передача «На самом деле», в которой рассказывается на сей раз обо
всех кандидатах в президенты, кроме одного — Л.Кучмы. Почему? Да потому,
что здесь-то уж находится место для любых, даже самых мелких, шагов его
конкурентов, но только в самых неприглядных комментариях и... монтажных
передергиваниях по типу тех, что использовались во время борьбы за кресло
киевского мэра штабом Григория Суркиса против А.Омельченко. При этом, конечно
же, от имени кого продуцируют подобную продукцию — никто не объявляет,
да и в качестве антирекламы кто ж в наших «нормальных» СМИ такое обозначит?
Арсенал используемого киноматериала расширился: от «За двома зайцями» и
«Собачьего сердца» перешли к «Бриллиантовой руке», «Двенадцати стульям»
и т. д. А суть деятельности тех, кто выстраивает предвыборную кампанию
нашего «единственного мужика в стране», остается той же: отвратительный
фарс.