Шесть лет как нет с нами Анатолия Федоровича, а его постановки всегда проходят с аншлагами, в них за честь считают выступать танцовщики в Национальной оперы Украины. Шекера — это брэнд национальной хореографии, мастер, который оставил заметный след в развитии и становлении украинской балетной школы.
Свой творческий путь балетмейстер начал во Львове, затем продолжил работу в Харькове, а с 1966 г. работал на главной сцене нашей страны — в Национальной опере Украины. Его дебютом в Киеве стал балет «Легенда о любви» Арефа Меликова. Шекера привнес на украинскую сцену новую хореографию, создав ее танцевально-смысловой эквивалент — когда музыкальная партитура передавалась через танцевальную лексику. За четыре десятилетия работы на сцене Национальной оперы Анатолий Федорович поставил 16 спектаклей. Его балеты «Спартак» и «Ромео и Джульетта» считаются эталонами (они будут показаны на фестивале). Его постановки получили премии ЮНЕСКО, им. С. Дягилева и им. Т. Шевченко. Хореограф ставил спектакли не только в Украине, но и за рубежом — в Польше, Хорватии, Македонии, Сербии, Турции. Например, в прошлом году премию им. А. Шекеры получила прима Македонского театра оперы и балета Таня Вуйсич-Тодоровска, которая окончила Киевское хореографическое училище, прошла стажировку как балетмейстер в Украинской академии танца, в классе известного педагога Элеоноры Михайловны Стебляк (вдовы Шекеры). Вуйсич-Тодоровску можно назвать ученицей Анатолия Федоровича. Она танцевала в его постановках «Распутин», «Легенда о любви» и «Спартак».
— На нынешний фестиваль Вуйсич-Тодоровска приедет как почетный гость вместе со своей коллегой из Македонского театра оперы и балета Сандрой Милковой, — рассказала «Дню» Э. Стебляк. — Они выступят в гала-концерте и вручат статуэтку Терпсихоры (высшую награду Шекеровского фестиваля) киевской примадонне, солистке Национальной оперы Татьяне Голяковой, которая танцевала практически во всех спектаклях Анатолия Федоровича. Она выступит в роли Эгины в «Спартаке», а ее партнерами в этом спектакле будут Игорь Булычев (Спартак), Виктор Щербаков (Красс) и Наталья Лазебникова (Фригия). Кстати, с балетом «Спартак» пригласили наш театр принять участие в Международном фестивале античного театра, который пройдет 12 июля в фешенебельном курорте Охрид в Македонии. На киевском фесте наших балетоманов ждет приятный сюрприз — дебют в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» талантливой и самобытной танцовщицы, ученицы Киевского хореографического училища Ольги Голицы, которая, несмотря на юный возраст, уже имеет в своем активе престижные награды на международных конкурсах балета (роль Ромео исполнит Виктор Щербаков).
— Элеонора Михайловна, пять лет Шекеровский фестиваль проходил в мае, а почему ныне перенесли сроки и в афише заявлены не все спектакли, поставленные Анатолием Федоровичем?
— Традиционно фестиваль открывался 17 мая (в день рождения Анатолия Федоровича), но в этом году из-за премьеры балета «Мастер и Маргарита», в которой была занята практически вся труппа, пришлось сместить даты проведения нашего мероприятия. Должна сознаться, что, несмотря на решение Кабмина о проведении Шекеровского фестиваля, вопрос о нем оставался открытым. Ведь этот фест имеет государственный статус, а значит нужна финансовая смета, согласовать график с планами театра и другие вопросы. Кстати, из-за переноса сроков несколько ведущих танцовщиков из разных стран не приедут в Киев и не будут показаны такие знаменитые шекеровские постановки, как «Лебединое озеро» и «Коппелия». Нам со скрипом удалось найти 5000 гривен (денежный приз феста). Комитет по организации фестиваля написал письмо в Кабмин и Министерство культуры и туризма, в котором говорится, что перенос сроков влечет массу накладок не только финансового плана, но и страдает имидж фестиваля и нашей страны как хозяйки этого международного форума. Нельзя все делать в последнюю секунду (афиши, банеры, программки, рекламные ролики). Знаете, порой у меня даже опускаются руки. Ведь приходится объяснять чиновникам такие очевидные вещи... Тревожит меня и тот факт, что, несмотря на фантастическую популярность у публики балетов, поставленных Анатолием Федоровичем, они идут редко. Так, в этом сезоне «Ромео и Джульетту» показывали всего три раза, а «Спартак» и «Коппелия», шли по одному (!) разу и это при том, что эти спектакли супераншлаговые, а билеты на них раскупаются за месяц. Артисты недоумевают: почему администрация театра не печется о финансовых интересах, не говоря о том, что танцовщики не скрывают, что выступать в шекеровских постановках они любят и называют спектакли мастер-классами...
— А сколько сегодня спектаклей Анатолия Федоровича в репертуаре Национальной оперы Украины?
— Осталось всего пять балетов: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»,«Болеро», «Спартак» и «Коппелия». Не секрет, чтобы постановки жили в театре, их нужно поддерживать. Ведь в нашем искусстве опыт передается от одного танцовщика к другому: «нога в ногу». Мне приятно, что артисты разных поколений выросли на шекеровских балетах, что сегодня в них уже выступают ученики его учеников. Ныне у нас балетная труппа высочайшего уровня. В этом зрители убедятся, побывав на спектаклях «Болеро», которым откроется фестиваль, затем на «Спартаке», «Ромео и Джульетте» и, конечно же, на гала-концерте, закрывающем 16 июня наш праздник балета, в котором примут участие ведущие танцовщики Украины, в частности Елена Филипьева, Сергей Сидорский, Анастасия и Денис Матвиенко, Татьяна Голякова, Игорь Булычев, Виктор Щербаков и другие. Они выступят в сопровождении музыкантов Симфонического оркестра Национальной оперы. Эту программу можно назвать гимном памяти мастера танца и преемственности поколений...
— Было решение Кабинета Министров издать наследие Анатолия Федоровича, популяризировать его творчество...
— Решение есть, но... В связи с этим хочу процитировать запись из дневника Анатолия Федоровича: «Творить в нашей стране всегда было сложно. Когда-то были деньги, но не было свободы. Ныне есть определенная свобода, но нет денег на постановки. Наш народ никогда не жил в нормальном историческом времени. Мы всегда находились в кризисе. Мы пребываем в безвременье, и это очень тревожит»...