Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Удачная сделка

Украинские ракеты выходят на «орбиты» новых рынков
18 февраля, 2004 - 00:00

Не исключено, что февраль 2004 года станет исторической вехой в развитии отечественного ракетостроения — на днях в небольшом итальянском городке Колиферо под Римом состоится подписание контракта, который впервые предусматривает участие украинцев в реализации одного из проектов в рамках Европейского космического агентства (ЕКА). По договоренности с итальянской аэрокосмической фирмой «Авиа» (в прошлом «Фиат-Авиа»), государственное конструкторское бюро «Южное» и Южный машиностроительный завод должны обеспечить изготовление и поставку двигателей четвертой ступени на европейский ракетоноситель «Вега». Хотя Украина до сих пор не является членом ЕКА, днепропетровские ракетчики считают свое участие в проекте «Вега» настоящим прорывом на европейский космический рынок, не без оснований полагая, что это всего лишь начало.

По словам заместителя генерального конструктора КБ «Южное» Владимира Шнякина, сотрудничество с итальянской фирмой «Авиа» началось еще в 1996 году. Тогда партнерами совместно прорабатывались перспективы модернизации и использования украинского ракетоносителя «Циклон-4», который позднее был задействован в украинско-бразильском проекте запусков с космодрома Алькантара. В конечном счете итальянцы, которые сами разрабатывали твердотопливный двигатель для европейской ракеты «Ариан», решили создать и «свой» ракетоноситель «Вега». Работы по нему на 70% финансируются Италией, остальное — рядом стран, которые в рамках Европейского космического агентства вносят паи и соответственно этому получают заказы. Украина, прежде всего по финансовым причинам, пока лишь подумывает об ассоциированном членстве в ЕАК. Тем не менее, двигатель для ракетоносителя «Вега», разработанный днепропетровскими конструкторами, оказался настолько вне конкуренции, что итальянцы решили подписать контракт, впервые заявив об этом на прошлогодней Московской аэрокосмической выставке. Разумеется, говорит заместитель генерального конструктора, возможности КБ «Южное», которое в течение полувека разрабатывало ракеты и ракетные двигатели, позволяет днепропетровским специалистам выполнять заказы практически любой сложности. Однако конкуренция на аэрокосмическом рынке сегодня настолько велика, что продажу двигателей для одной из ступеней европейского ракетоносителя вполне можно считать удачной сделкой. Еще дороже — признание и высокая оценка отечественных разработок западными специалистами.

Ракетоноситель «Вега», рассказывает В. Шнякин, представляет собой четырехступенчатую ракету. Сам двигатель является уникальной разработкой: за счет внедрения нового принципа охлаждения днепропетровским конструкторам удалось достичь его повышенной энергетики, несмотря на небольшие размеры камеры сгорания.

Начало работ над двигателем такого типа, по словам заместителя генерального конструктора, относится еще к советским временам, когда в КБ «Южное» был создан блок для посадки на Луну. И хотя этот блок, побывавший в космосе и прошедший испытания в условиях невесомости, из-за сворачивания «лунной» программы никогда не использовался по прямому назначению, ноу-хау, применявшиеся при создании его двигателей, в дальнейшем пригодились для модернизации самой грозной советской боевой межконтинентальной ракеты СС-18 «Сатана». По существу, на «Веге» будет использоваться один из «сатанинских» двигателей, разводивших на самостоятельные траектории ядерные боеголовки. Правда, теперь он сильно модифицирован и адаптирован к новым, вполне мирным задачам. Предполагается, что совместные опытно-конструкторские работы с участием украинцев продлятся около трех лет с тем, чтобы потом выйти на летные испытания. Объем заказов — шесть двигателей в год. Однако пока речь идет о поставке первой партии из десяти штук.

В целом на перспективы сотрудничества в международных космических проектах днепропетровские ракетчики смотрят с большим оптимизмом. По словам В. Шнякина, КБ «Южное», которое уже пять лет участвует в международной программе «Морской старт», сегодня переживает «настоящий бум заказов» — кроме сотрудничества по «Веге» днепропетровцам одновременно приходится работать над реализацией украинско-бразильской программы запусков отечественного ракетоносителя «Циклон-4» с бразильского космодрома Алькантара, а также продолжать весьма перспективное сотрудничество в использовании российско-украинского конверсионного носителя «Днепр», созданного на базе боевой ракеты СС-18. Кроме того, в КБ «Южное» считают вовсе не случайными слова своего бывшего коллеги, а ныне Президента Украины Леонида Кучмы о намерении Украины принять участие в международных проектах по освоению Марса и Луны. По крайней мере, говорит В. Шнякин, генеральный конструктор КБЮ Станислав Конюхов совсем недавно официально заявил, что днепропетровцы собираются предложить свой «лунник» — блок посадки и взлета с Луны — для планируемых американцами межпланетных экспедиций и освоения лунной поверхности.

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ