Важность Украины в сфере энергетических инвестиций и налоговой политики не позволяет Европейскому Союзу и США игнорировать эту страну. Если правительство Януковича действительно преследует налаживание более тесных экономических и политических связей с Западом, то ему необходимо изменить нынешнюю политику и отказаться от «туманной» практики, которая отпугивает западных инвесторов от Украины.
Украине надо создать прозрачный инвестиционный климат, который бы привлекал во все сферы экономики, в том числе и в область исследования и разработки нефтяных и газовых месторождений и в сферу производства энергоресурсов. Только равные условия игры для всех энергетических инвесторов и рациональная налоговая политика, привлекательная для западных компаний, может привести к интеграции Украины на Запад. Развитие сильной демократии в Украине и процветание украинской экономики важны для стабильности в Центральной Европе, а поэтому жизненно необходимы для обеспечения национальных интересов Евросоюза и США.
Пример Украины олицетворяет проблему, с которой столкнулись все центрально-европейские государства, которые стремятся добиться большей энергетической безопасности в эру высоких цен на нефть и газ. В то же время они обречены иметь дело с Россией, которая хочет сохранять влияние на регион, манипулируя потоком энергоресурсов к потребителям. Неоколониальные цели Кремля уже достигаются в Центральной Европе благодаря работе Москвы с лояльными бизнес- группами и готовности к сотрудничеству политиков в странах-импортерах.
Украина богата природными ресурсами, однако контроль за последними осуществляют бизнес-группы, враждебно настроенные к западным инвесторам. Это является серьезным недостатком, если речь идет о привлечении зарубежных инвестиций в сферу производства новых энергоресурсов. Хотя Украина отделилась от Советского Союза еще в 1991 году, она продолжает поддерживать инвестиционный климат, более благоприятный для российских энергетических компаний, чем для «прозрачных» западных. Государственные российские предприятия, в частности «Газпром», владеют тремя четвертями нефтеперерабатывающих мощностей Украины. Созданная «Газпромом» компания EuralTransGas помогает финансировать пророссийских политиков. Другое дочернее предприятие Газпрома «РосУкрЭнерго» сейчас увеличивает свою собственность и контроль над украинским внутренним газовым рынком, тогда как западные компании из-за давления вынуждены сворачивать свою деятельность.
Западные энергетические компании признают, что им трудно закрепиться в Украине. Несколько крупных интегрированных европейских компаний не смогли пробиться через бизнес-барьеры, с которыми сталкиваются все, кроме российских и украинских олигархических групп. Технология и финансовые преимущества, которые могут принести Украине западные компании, являются значительными. Несомненно, Украина получит пользу от замены дорогих импортных поставок увеличением отечественного производства. Кроме того, фактором, который будет содействовать защите национальных интересов, является уменьшение зависимости от России, которая использует огромные энергетические ресурсы для распространения своего политического влияния.
Кабинет Министров Украины в январе этого года еще больше ухудшил ситуацию. Он принял бюджетное постановление, согласно которому любая энергетическая компания, являющаяся частью договора о совместной деятельности, т.е. почти все западные компании, должны продавать украинский природной газ по фиксированной цене. Последняя на 70% ниже рыночной, что негативно повлияло на производство и привело к уменьшению инвестиций.
Хотя постановление преследовало цель пополнить государственный бюджет, его следствием является вытеснение западных инвесторов из Украины. От этого получат пользу местные олигархические группы, которые могут избежать новых тарифов, поскольку они не связаны договором о совместной деятельности или через уклонение от ценовых лимитов благодаря непрозрачным соглашениям с государственным чиновническим аппаратом. «РосУкрЭнерго» также получит значительную выгоду от снижения конкуренции с западными компаниями.
В Европе и США помнят, как в 2006 году Россия перекрыла газопровод, через который туркменский и российский природной газ поставлялся в Украину. Перекрытие газопровода повлияло на поставки в ряд европейских стран, чем вызвало большую обеспокоенность Европы в отношении последствий ее излишнего доверия к поставкам российских энергоресурсов. Подобное явление возникло как результат дискуссии между Киевом и Москвой относительно действия договора 2004 года о ценах на импорт и транзит. После четырех дней «газового конфликта», Киев согласился на однолетнее, в значительной степени непрозрачное, соглашение о цене на газ и объемах его поставок.
В силу геостратегической важности Украины, Запад должен уделять больше внимания потребности этой страны в большей прозрачности и открытости, особенно в очень важном энергетическом секторе. Если Москве удастся опять получить контроль над Украиной благодаря манипулированию потоками энергоресурсов из России и Центральной Азии, для Запада станет намного труднее удержать достижения демократии в других европейских странах, которые только недавно встали на путь демократического развития. Использование Россией энергоресурсов как инструмента в международной политике может вбить клин между Европой и США. Многое будет зависеть от политики Центрально- европейских стран и особенно Украины.
Автор статьи — бывший дипломат с большим опытом работы в Центральной Европе, а сейчас работает старшим сотрудником Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия.