22 февраля состоится заседание Комиссии Украина — НАТО (КУН) на высшем уровне — с участием президентов и глав правительств. В декабре прошлого года Альянс решил перенести эту встречу (правда, на министерском уровне) из-за сложной внутриполитической ситуации в Киеве. С чем поедет Президент Виктор Ющенко в штаб- квартиру Альянса? Этот вопрос интересует не только представителей НАТО. «Не думаю, что для вас будет сюрпризом, если я скажу, что члены НАТО с нетерпением ждут выступления руководителя Украины. Новое правительство имело время только на то, чтобы несколько освоиться на своих должностях. Большинство публичных комментариев министров касалось только интеграции в Евросоюз, а не в НАТО», — отметил «Дню» влиятельный источник в штаб-квартире Альянса, пожелавший остаться неназванным.
Что делать Украине с НАТО? Очень странно, но с избранием новой власти этот вопрос не утратил актуальности, хотя вначале ответ на него казался достаточно очевидным. Украинские дипломаты отмечают, что на заседании КУН не стоит рассчитывать на какие-то кардинальные сдвиги, поскольку речь будет больше идти об общем ознакомлении членов НАТО с позицией Киева, а Президента Ющенко — с позицией натовских коллег.
Идет ли речь о смене приоритетов? Очевидно, до этого еще не дошло. Во всяком случае в МИД Украине даже на официальном уровне продолжают заявлять о стремлении к активному развитию отношений с Альянсом. Борис Тарасюк на своей первой пресс- конференции, в частности, заявил: «Думаю, Украина не будет уникальной среди стран центрально-восточной Европы, которые на пути к ЕС вступили в НАТО. Тут не будет исключения для Украины». Следует также понимать, что двери в НАТО для Киева открыты шире, чем в ЕС... Во всяком случае в Альянсе уже давно всерьез обсуждали членство Украины, если она выполнит ряд обязательств. До сих пор одно из главных условий заключалось в проведении честных выборов. На нынешнем этапе Украина и Альянс сотрудничают в рамках Плана действий, принятого во время Пражского саммита НАТО в 2002 году, и ежегодного Целевого плана. Результатом выполнения этих документов должен стать переход к более высокому уровню сотрудничества — Плану действий по членству, реализация которого и приведет к присоединению к НАТО. Еще предыдущее правительство возлагало надежды на переход к новому формату сотрудничества (во время Стамбульского саммита), однако помешало качество избирательного процесса в Украине. После этого Киев внес поправки в Военную доктрину, из которой было изъято положение о конечной цели евроатлантической интеграции — членстве в НАТО. До сих пор новая власть не делала заявлений о внесении новых поправок в доктрину. Это, понятно, также настораживает Брюссель.
В неформальных беседах украинские дипломаты признают, что новая власть не будет касаться темы членства в НАТО до парламентских выборов: учитывая низкую популярность Альянса среди избирателей. Но разъяснял ли кто- либо украинским гражданам преимущества членства в НАТО? Стоит отметить, что такая разъяснительная работа проводилась фактически во всех странах бывшего соцлагеря. В Литве, например, уровень поддержки Альянса в разные годы сильно колебался. Однако активная информационная работа развеяла всякие сомнения в необходимости присоединения к НАТО.
Аргумент, что якобы присоединению к Альянсу препятствует Россия, можно учесть, однако обращала ли до сих пор новая украинская власть внимание на кремлевский фактор? Фактически все ключевые назначения в правительстве свидетельствуют о противоположном. В НАТО, конечно, будут наблюдать за отношениями Киева и Москвы, любое их нагнетание в Альянсе будет оцениваться не лучшим образом. Однако риск ухудшения двухсторонних отношений из-за натовской проблематики в большей мере зависит от России, руководство которой, кстати, полностью осознает, что Альянс ей абсолютно ничем не угрожает. «Сразу подчеркну: выбор, сделанный в пользу диалога и сотрудничества с Североатлантическим альянсом, оказался, по нашему мнению, правильным, результативным. Он абсолютно очевидно сработал на укрепление международных позиций Российской Федерации. Дал нам дополнительные, а во многом и новые возможности для решения национальных задач», — это слова Владимира Путина, сказанные на заседании Совета безопасности 28 января этого года. «Мне кажется, что сотрудничество между НАТО и Украиной развито в намного меньшей мере, чем сотрудничество между НАТО и Россией», — а это заявление посла США в Москве Александра Вершбоу из интервью Интерфаксу 8 февраля этого года. Перед новой властью стоит задача не столько в том, чтобы убедить Кремль в отсутствии угрозы в связи с нашим вступлением в Альянс (это в Кремле и так понимают), а в том, чтобы подать сигнал: такое присоединение может принести всем сторонам пользу...
Учтет ли все это Виктор Ющенко во время своего визита в штаб-квартиру НАТО? Что победит в нем — прагматизм или предвыборный популизм? В Брюсселе сейчас возлагают большие надежды на действия новой власти. «Ющенко по-настоящему пытается трансформировать Украину в государство, которое будет способно вступить и в НАТО, и в Евросоюз, — независимо от того, будет ли Украина ставить цель членства в одной из этих организаций или в обоих», — отметил «Дню» источник в штаб- квартире Альянса. Таким образом, преимущества — пока что на стороне Киева.