Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — «русская Канада»?

14 марта, 2001 - 00:00


На фоне резких оценок Запада по поводу ситуации в Украине Россия, похоже, официально не собирается отходить от позиции, заявленной Владимиром Путиным накануне встречи с Леонидом Кучмой в Днепропетровске: все происходящее в Украине является ее внутренним делом. Хотя, несомненно, в Москве, как минимум, внимательно следят за развитием событий в Украине. Российский взгляд на украинский кризис — в интервью с директором московского Института политических исследований Сергеем МАРКОВЫМ.

Одно из главных внешнеполитических последствий кассетного дела вырисовывается уже достаточно четко: инициированное оппозицией ослабление власти в Украине (и дело тут не в личностях) объективно благоприятствует усилению российского влияния на ситуацию в нашей стране (Кстати, именно против этого тоже борются оппозиционеры.). По заявлениям даже либеральных российских политиков и экспертов понятно, что суть «видов» на Украину не меняется. Просто тональность становится более снисходительной.

— Исходя из последних событий, какими вам видятся сценарии развития внутриполитической ситуации в Украине?

— Большого набора сценариев не существует. Оппозиция очень противоречива, не имеет какой-то позитивной программы действий и ее предложение сместить Кучму означает, по сути, серьезный политический кризис в Украине. Чего, естественно, не очень хочет большинство населения. Поэтому можно говорить об определенной сектантской позиции этой коалиции. Президент же твердо контролирует ситуацию, поэтому я думаю, что сценарий очевиден. Оппозиция будет пытаться показать свою значимость, постоянно будет пытаться продемонстрировать какие-то новые факторы политического кризиса. В то же время энергии на это хватать не будет и ситуация будет развиваться по нисходящей. Вторая важная составляющая внутриполитической ситуации будет заключаться в том, насколько далеко зайдет разрыв между Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Здесь, мне кажется, альтернативы еще сохраняются. С одной стороны, Президент заинтересован в том, чтобы держать Ющенко рядом с собой, с другой — он не самостоятелен в принятии решений. Ведь известно, что Ющенко был приглашен Леонидом Кучмой под давлением Вашингтона. Поэтому Президент в какой-то мере будет стараться сохранить действующего премьера. Между Кучмой и Ющенко будет идти борьба за выхолащивание власти друг друга. Собственно говоря, политика оппозиции и направлена на то, чтобы связать Президента по рукам и ногам, лишить его политической инициативы для того, чтобы фактическая власть все больше переходила к Виктору Ющенко. Соответственно, похожей тактики будет придерживаться и Президент, который будет стараться сохранить действующего премьера на посту, но нейтрализовать у него как можно больше его полномочий. Исходя из сложившейся ситуации, высока вероятность, что в этом противоборстве победит Кучма. Третья важная составляющая внутренней политики заключается в постепенной кристаллизации будущих кандидатов на президентские выборы, а также сил, стоящих за ними. Сейчас уже достаточно очевидно, что Виктор Ющенко готовится на кандидата в президенты от прозападных и национал-демократических сил. В лагере же действующего Президента четкого определения еще не произошло. С одной стороны, в этом лагере довольно определенно в кандидаты в президенты выдвигается Виктор Медведчук, с другой — идет интенсивный поиск некого аналога российского Путина. Чем закончится борьба в стане партии власти за выдвижение своего кандидата — пока сказать трудно.

— Что может изменить подобный сценарий развития ситуации?

— Говоря о внутренней политике Украины в общем, можно заявить, что она не является независимой. Она в огромной степени зависит и от России и от западных стран. В этой связи Леонид Кучма будет стабильно контролировать ситуацию в Украине. Помешать этому может только изоляция со стороны Запада. И если западные юридические или политические структуры выдвинут прямые обвинения в адрес Президента в причастности к тем или иным преступлениям, тогда внутриполитическая ситуация резко обострится. Сказать, что Россия попытается как-то энергично воздействовать на развитие ситуации в Украине сейчас невозможно, потому что, во-первых, у России не существует консолидированной политики по отношению к Украине, а во-вторых, Кучма рассматривается как естественный союзник.

— Оптимальная модель отношений Украина—Россия: ваша оценка?

— Я думаю, что в общем России были бы выгодны взаимоотношения с Украиной по модели «США—Канада»: полностью независимые правительства, однако единое экономическое пространство, сопрягаемое юридическое пространство и комплексное сотрудничество при принятии решений по политическим вопросам.

— И что мешает реализации такой модели?

— Украине для этого надо прежде всего демократизироваться. Это главное. Мне кажется, что раскол в украинском обществе повторяет раскол в XVII—XVIII веках, когда народ за теснейшее сотрудничество с Россией, а элиты пытаются как бы танцевать между Россией и ее геополитическими конкурентами и пытаются ловить фортуну в ситуации «между». При этом сохраняется кризис без развития. В том же случае, если в Украине будет настоящая демократия, она немедленно обеспечит развитие России и Украины по модели «США—Канада».

— Вы полагаете, что Запад тогда откажется от союзнических отношений с Украиной?

— Я не думаю, что сейчас Запад считает Украину своим партнером, поскольку политический режим в Украине недостаточно демократический, экономическая система — недостаточно рыночная и институты являются сильно коррумпированными. Запад сочувствует Украине, но не знает, что с ней делать. С другой стороны, в этих условиях регулярная дипломатия Запада, в частности США — очень пассивна. Чрезвычайную активность проявляют лишь различные группы интересов, в частности интересы этнических выходцев из Восточной Европы и Украины. Однако для восточноевропейских диаспор, кроме, естественно, украинской, Украина на представляет никакой ценности, кроме того, что она является «бревном» под ногами России. В этой ситуации Украина становится простой игрушкой в руках геополитических интриганов типа Бжезинского. Однако главное в том, что Запад не перестанет считать Украину своим союзником — он ее и сейчас таковым не считает.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ