Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина в европейской перспективе

3 июля, 2001 - 00:00


Первые настоящие знаки внимания Украине со стороны Европейского Союза были оказаны именно во время председательства Швеции в ЕС, которое завершилось 1 июля. Именно после саммита ЕС в Гетеборге, которым и завершалось шведское председательство, в Киев были донесены первые «четкие сигналы», как их назвал Президент Леонид Кучма, и первым, кто их доставил, был премьер-министр Швеции Йоран Перссон. Свое видение того, каким должно быть сотрудничество между Украиной и ЕС, он выразил в статье, эксклюзивно переданной в «День». По мнению главы правительства Швеции, хотя речь и не идет пока о вступлении Украины в ЕС, пренебрегать Украиной, как это было ранее, нельзя. В то же время активизировалась и политика Украины по отношению к ЕС, что можно было заметить по недавнему заседанию Совета сотрудничества «Украина—ЕС» в Люксембурге, и о чем говорит планируемое в ближайшем будущем создание особого Министерства по делам европейской интеграции (подобные структуры существуют во всех странах-кандидатах на вступление в Евросоюз). Кажется, впервые за время существования Украины в качестве государства отношения между Киевом и Брюсселем переходят на практический уровень. Который, при соответствующем наполнении, может и должен дать ожидаемый результат — ассоциацию, а затем, возможно, и членство Украины в ЕС. О чем пока западные политики предпочитают не говорить вообще. По крайней мере, Швеция во время своего председательства в ЕС сделала все, чтобы Украина могла начать свою европейскую дорогу.

Через несколько лет, когда страны-кандидаты из Центральной и Восточной Европы станут полноправными членами ЕС, будет спущен на воду один из самых фантастических проектов в истории послевоенной Европы, который должен положить конец разделению континента на Восток и Запад.

Расширение ЕС являлся главным приоритетом шведского председательства. Главной движущей силой была мечта о свободной и единой Европе.

На саммите в Гетеборге главы государств и правительств ЕС договорились о том, что наиболее подготовленные страны-кандидаты смогут завершить переговоры до конца 2002 года и затем в качестве новых членов ЕС примут участие в выборах в Европейский Парламент летом 2004 года. У ЕС появился четкий график процесса расширения, что тепло приветствовалось странами-кандидатами.

На саммите было также принято решение о том, что ЕС должен оказать особую поддержку Румынии и Болгарии, где процесс внутренних реформ начался позднее, чем в остальных странах-кандидатах. В общих интересах — избежать отставания некоторых стран-кандидатов в процессе их адаптации к нормативной базе ЕС.

Параллельно с процессом расширения Швеция в период своего председательства приложила значительные усилия к расширению и углублению сотрудничества Евросоюза с Россией. Не в меньшей степени мы продвинулись и в области экологии. На Стокгольмском саммите в марте 2001 года главы стран и правительств ЕС впервые договорились о том, что Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) сможет оказывать финансовую поддержку в осуществлении экологических программ в Российской Федерации. А в Гетеборге участники саммита одобрили совместную инициативу создания сети финансирования важнейших экологических программ, в том числе в северо-западной России, выдвинутую финансовыми институтами, Европейской комиссией и страной-председателем Швецией.

Мы также активизировали политический и экономический диалог с Россией: самый яркий пример — участие президента Путина в Стокгольмском саммите. Диалог с Россией носил прямой и откровенный характер — естественно, включая вопросы по Чечне и свободе слова в России.

Именно такая — «двухлинейная» — политика в отношении России, включающая как углубленное сотрудничество, так и откровенный диалог, по нашему мнению, наиболее эффективно благоприятствует успеху.

По мере расширения Европейского Союза на Восток, ближе к границам Российской Федерации, отношения и контакты с этой страной будут становиться все более активными. Одновременно будет повышаться значимость ЕС для России.

То же самое — возможно, даже еще отчетливее — касается Украины.

В честной европейской политике по отношению к Центральной и Восточной Европе недопустимо пренебрегать этим важным государством. Занимающая стратегическое положение между Европой и Россией и по размерам сравнимая с Фр анцией, Украина имеет важное значение для всей Европы.

Через несколько лет Украина будет иметь общие границы с Европейским Союзом. Сейчас, когда страны-кандидаты активизируют процесс реформ для выполнения требований ЕС, исключительно важно, чтобы и Россия, и Украина продолжали процесс реформирования своих обществ и экономик. В противном случае существует риск того, что различия между расширенным ЕС и странами к востоку от него еще более усилятся и что у нас в Европе появятся новые разделительные линии.

Независимая, демократическая и ориентированная на рыночную экономику Украина будет положительно влиять на развитие всей Европы, в том числе России.

Сегодня Украина не входит в число кандидатов, но связывает с Европой определенные надежды. В Гетеборге главы стран и правительств ЕС решили дать «позитивный сигнал» Киеву, пригласив Украину — а также Молдову — на Европейскую конференцию (в которой участвуют как сегодняшние члены и кандидаты в ЕС, так и балканские страны и государства-участники ЕАСТ). Мы взяли на себя обязательство оказывать дальнейшее содействие в деле поддержания демократии, правовой безопасности, прав человека и экономических реформ в Украине.

Когда не так давно в качестве председателя Европейского Совета я посетил Киев, можно было безошибочно определить, с каким оптимизмом был воспринят этот политический сигнал. Президент Кучма, не колеблясь, назвал гетеборгский саммит историческим событием для Европы и Украины. И он, и новый премьер-министр Анатолий Кинах заявили о своем твердом намерении продолжить политику реформ, включая укрепление демократии и прав человека. Я полагаю, что они готовы выполнить свои обязательства.

Украине необходимо предпринять некоторые меры для улучшения положения — как в экономике, так и в политике. Как я уже заявил во время визита в Киев, интеграция должна включать и экономику, и основные демократические ценности. Без последних мы не сможем наладить тесное и масштабное экономическое сотрудничество. И Президент, и премьер-министр заявили, что разделяют мое мнение.

Сейчас, когда начался подъем украинской экономики — экономический рост за 2000 год составил 6%, за первые пять месяцев 2001 года — 9%, должны усилиться предпосылки для проведения тех реформ, которые способствуют консолидации демократии и уважения к правам человека. С экономическим ростом часто появляется простор для политических действий, который не так часто имеется под рукой во время экономической стагнации.

Благодаря экономическому росту, Украина имеет больше возможностей разнообразить свои международные экономические связи, в частности, путем увеличения иностранных инвестиций.

Никто не ставит под сомнение необходимость для Украины поддерживать тесные и масштабные связи с Российской Федерацией. На это имеются географические, исторические, культурные и экономические причины. В то же время очевидно, что Украина является европейской страной, которая отчетливо стремится к углублению отношений с ЕС.

Разумеется, как ЕС, так и Россия заинтересованы в подлинно независимой и экономически процветающей Украине.

Не стоит скрывать: в прошлом ЕС не уделял Украине того внимания, которого заслуживает эта страна. Можно, наверное, утверждать, что на сотрудничество с Россией уходило слишком много ресурсов членов ЕС и Еврокомиссии. Возможно также, требовался более эффективный диалог с Украиной по вопросу реформ, которые необходимы для углубления партнерства.

Однако нам нельзя действовать по принципу «или-или». ЕС должен найти силы ставить перед собой высокие цели как в отношении России, так и в отношении Украины.

В период шведского председательства мы выдвинули инициативу привлечения стран-кандидатов к расширению сотрудничества ЕС с Украиной. Одной из задач является участие кандидатов в программах ЕС в этой стране. Таким образом, их опыт можно использовать в процессе реформ в Украине. Одновременно страны-кандидаты внесут конкретный вклад во внешнюю политику и политику безопасности ЕС. Шведская инициатива была поддержана как Украиной, так и странами- кандидатами. Теперь она получит развитие во время предстоящего председательства Бельгии.

Президент Беларуси Лукашенко иногда критикует своего украинского коллегу за то, что он делает слишком высокую ставку на Европейский Союз, а тот отворачивается от Украины.

У Европейского Союза есть все основания показать, что Лукашенко заблуждается.

За счет конкретного сотрудничества мы будем содействовать стабильному и успешному развитию Украины. Мы должны показать, что мы считаем эту великую и стратегически важную страну членом европейской семьи. При условии продолжения процесса реформ и консолидации демократии в Украине, я лично думаю, что в перспективе мы не можем исключать возможности вступления Украины в Европейский Союз.

Независимую и демократическую Украину следует рассматривать как неотъемлемую часть европейского единства.

Йоран ПЕРССОН, премьер-министр Швеции
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ