Вчера Кабинет Министров Украины единогласно принял решение об использовании нефтепровода Одесса — Броды в прямом направлении. «Направление — от Одессы до Брод», — кратко изложил решение правительства вице-премьер Андрей Клюев в интервью журналистам после окончания заседания. По его словам, решено создать рабочую группу, которая будет решать с собственниками нефти вопросы совместного использования нефтепровода. А.Клюев также сообщил о поддержке правительством законопроекта о передаче в концессию нефтепровода Одесса — Броды и морского нефтетерминала «Пивдэнный». Как считает министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, уже в этом году ожидается транспортировка по нефтепроводу 4—5 миллионов тонн каспийской нефти.
Итак, сложное и долгожданное решение наконец принято. Оно активизирует также и проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора, которым предусматривается доставлять в Европу высококачественную каспийскую нефть. Но главное — оно покажет Европе и всему миру, что Украина не только созрела для интеграции в европейскую среду, но и предпринимает для этого конкретные шаги. Весомость решения украинского правительства об аверсе (это новое для нас слово после нынешних дискуссий вокруг нефтепровода уже не требует разъяснений) подтверждается также и тем, что в ходе одного из недавних социологических опросов граждане Украины поставили значимость запуска нефтепровода на второе место после решения проблем политической реформы.
И тут нельзя не вспомнить о некоторых коллизиях в истории создания украинского нефтетранспортного проекта. О них, по просьбе «Дня», рассказывает министр обороны Украины, бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений МАРЧУК, которому по роду своей деятельности в СНБОУ приходилось не раз рассматривать и решать соответствующие проблемы. «Сегодня поставлена точка в многолетних мытарствах этого проекта. Нужно напомнить, что еще в 1998 году Президент Украины издал распоряжение, которым предусматривались меры по созданию Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Я помню, в 2000 году проводилось заседание СНБОУ (одно из первых , которые мне довелось готовить) по вопросам энергетической безопасности, и нефтепровод Одесса- Броды рассматривался именно в этом контексте. Поэтому и было принято решение об ускорении его строительства. К сожалению, руководство правительства не выполнило этого решения и СНБОУ пришлось еще дважды заниматься этим вопросом. В наших решениях речь шла о том, что параллельно со строительством правительству нужно провести широкомасштабные переговоры как со странами, добывающими нефть на Каспии и ее собственниками — крупными компаниями, грандами мирового энергетического рынка, так и со странами-потребителями и транспортерами. Нужно было максимально привлечь их к этой теме с тем, чтобы к моменту завершения строительства нефтепровода был решен и вопрос о его наполнении нефтью, что позволило бы сразу по окончании строительства по настоящему ввести нефтепровод в действие. Именно вокруг этого в тот момент возникло немало спекуляций политического характера, вплоть до обвинений в создании преград для строительства... Естественно, выдвигавшиеся при этом аргументы не выдерживали никакой критики. Благодаря тому, что этот вопрос неоднократно глубоко и всесторонне рассмотрен на СНБОУ, было принято решение о создании «Укртранснафты» (с офисом в Киеве), объединившей обе действовавшие в Украине системы нефтепроводов — «Дружбу» и Приднепровские магистральные нефтепроводы. Одновременно была учреждена должность специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК, которому поручалось вести переговоры со всеми зарубежными партнерами.
Действовавшее в то время правительство во главе с премьером Виктором Ющенко пренебрегало такой рутинной и скучной работой, как поиск партнеров и переговоры с ними, разработка проектов контрактов... Он сосредоточился исключительно на строительстве. И уже тогда СНБОУ и лично Президент страны предупреждали правительство, что в результате такого подхода построенный нефтепровод может оказаться пустым, и сделанные в него огромные капиталовложения могут быть заморожены. К сожалению, к этому не прислушались и оптимальный момент для привлечения партнеров был упущен. Как известно, нефтепровод уже два года из-за этого стоит пустой, работает в реверсном режиме только небольшая его часть — чтобы заработать средства на поддержку технического состояния трубы. Понятно, что такое в условиях рыночной экономики просто недопустимо. И в этих условиях появляется такое на первый взгляд привлекательное контрверсийное предложение — реверс. У него были как сторонники, так и противники. Хотя те, кто был способен оценить этот проект стратегически, имели однозначное мнение. И сегодня (вчера. — Ред. ) оно, хотя, к сожалению, и с опозданием на три года, утврждено официально. В выступлениях министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, вице-премьера Андрея Клюева, президента «Укртранснафты» Александра Тодийчука были даны исчерпывающие ответы на все вопросы по этой теме. Если бы Украина принимала реверсивное направление работы нефтепровода, то польская сторона тут же потеряла бы интерес к этому проекту и достройке нефтепровода от Брод до Плоцка и Гданьска. Даже временный реверс привел бы к потере интереса к Украине в Европе. Так что решение принято правильное. Оно будет способствовать энергетичской безопасности на европейском континенте и не позволит, чтобы Украину опередили конкурентные проекты, к которым, в случае нашего промедления, может уйти каспийская нефть, а Украина просто выпадет из этого рынка. В то же время наша страна никоим образом не вступает в этом вопросе в конфронтацию с Россией, предлагая ей в полной мере использовать для транспортировки нефти более выгодный для нее вариант — через Приднепровские нефтепроводы.
Так что нам сегодня удалось отстоять украинский национальный продукт — нефтепровод Одесса-Броды. И чрезвычайно важно, что решение на правительстве было принято единогласно. Его поддержал и комитет парламента, возглавляемый Станиславом Гуренко. С внутриполитической точки зрения решение по нефтепроводу является крупинкой будущей большой консолидации украинской нации и украинского общества, которая поможет нам решить все государственные проблемы. Это решение можно рассматривать как концентратор национального интереса и возможность для реализации такого необходимого стране лозунга «Украинцы — вперед!».
В разговоре с «Днем» большое значение принятого вчера решения правительства отметил и С.Ермилов, который в последнее время стал объектом давления и инсинуаций со стороны сторонников реверса. Отвечая на вопрос «Дня», министр отметил: «Я руководствовался не политическими, а исключительно профессиональными оценками и не обращал внимания на давление. Сегодня ни один член правительства не продемонстрировал сомнения в принятом решении. Не было даже воздержавшихся. Это однозначно государственная позиция».
Рассказы учасников выработки курса и очевидцев вчерашних событий в правительстве позволяют сделать вывод: Украина на пороге начала процесса консолидации в единую политическую нацию. Сначала была Тузла. Теперь в этом направлении сделан второй, куда более важный шаг, значение которого не столько в том, что он практически ведет страну в Европу. Он ведет нас к самим себе.