Наверное, мало какая культура в мире пережила такие удары, как украинская. Еще 25 лет назад за простое, не организованное властью возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко можно было загреметь за решетку. Одиночные украиноязычные люди на улицах крупных украинских городов шокировали мещан, часто дома таких же украиноязычных.
А все потому, что богатейший культурный потенциал страны в продолжение нескольких поколений буквально выкашивался.
Главная цель советского режима в Украине заключалась в уничтожении каких-либо возможностей для ее национального самоопределения. Реализация этой цели предполагала немедленную ликвидацию национально сознательной части населения, а также подрыв человеческой базы восстановления национального сознания.
Города, по этому замыслу, должны были выполнять роль «казанов», в которых украинское национальное сознание должно было последовательно уничтожаться и вытесняться сначала советской, а затем, после небольшого смещения акцентов государственной политики — советско-российской идентичностью.
За время большевистского террора органами ЧК были убиты сотни украинских деятелей культуры. Среди них — всемирного масштаба классик духовной музыки, композитор Николай Леонтович, автор колядки «Щедрик», известной в мире как Carols of the Bells; выдающийся художник Александр Мурашко, автор ряда картин, ставших визитной карточкой украинского искусства ХХ в., в частности — «Похороны кошевого» и другие.
Украинские национальные музыкальные инструменты — кобза, бандура и лира — были объявлены «националистическими». В 1922-1934 гг. большевистское правительство провело ряд карательных мер против кобзарей — мастеров украинского средневекового рыцарского пения. Органы НКВД арестовывали кобзарей прямо на улицах или в домах и репрессировали, преимущественно расстреливали.
У каждого уголка Украины есть своя история разрушенных церквей и оскверненной человеческой памяти. Только в Киеве в советское время было уничтожено около 220 культовых сооружений, большинство из которых были построены в княжеские и казацкие времена.
В 1930-е были взорваны уникальные по историческому значению древние соборы Киева, Чернигова, Переяслава, Новгорода-Северского и сотен других городов Украины. В частности, в Киеве в 1936 г. был ограблен и подорван Михайловский Златоверхий собор, построенный в начале ХІІ в. великим князем Святополком Изяславичем в честь побед над половцами. Уникальность собора — в его величии и богатстве убранства, в частности — в мозаиках, непревзойденных по мастерству во всей Восточной Европе. На территории всего Киевского княжеского государства настенные мозаики известны только в восьми храмах, шесть из которых были построены в Киеве, а два — в Переяславе на Киевщине. Из них Михайловский Златоверхий — самый поздний по времени. Мозаик в нем было намного больше, чем в остальных соборах. Сорванные с Михайловского собора мозаики, фрески и драгоценности были отправлены в Ленинград. Среди реликвий храма выделялась рака святой Варвары (32 кг серебра), подаренная гетманом Иваном Мазепой, которая тоже была вывезена в Россию. Большевистское правительство планировало снести и знаменитый Софийский собор в Киеве, построенный еще в ХІ в. великим князем Ярославом Мудрым. На месте разрушенных Михайловского и Софийского соборов планировалось создать квартал правительственных зданий. Те украинские ученые, которые протестовали против разрушения украинских святынь, были репрессированы. В частности, выдающийся украинский искусствовед и археолог Николай Макаренко (1877—1936 гг.) за его мужественную позицию в оборону Михайловского Златоверхого собора был вывезен в Казань и расстрелян.
Против вандализма выступили представители коммунистической партии Франции, которые обратились к советской власти с просьбой не разрушать собор, построенный Ярославом Мудрым, отцом королевы Франции Анны Ярославны.
В 1941 г. советские диверсанты взорвали главный собор Киево-Печерской лавры — Успенский собор, заложенный еще в 1073 г. киевским князем Святославом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого.
Тотальным был удар по Украинской автокефальной православной церкви, основанной в 1920 г. Казни ее священников начались еще в 1926 г. Другие религиозные общины в Украине и СССР тоже были подвержены преследованиям, но не таким тотальным, как УАПЦ. Жертвами антицерковного террора, направленного против УАПЦ, стали десятки тысяч человек. До 1937 г. репрессии коснулись практически всех священников УАПЦ и распространились на верующих этой церкви. Был замучен престарелый митрополит УАПЦ Василий Липкивский (1864—1937 гг.). Украинская церковь рассматривалась большевиками как двойная угроза — и как религиозная организация, которая поднимает идеологию материализма и атеистического господства советской власти, и как ячейка духовной жизни украинцев — главной внутренней опасности империи.
В большинстве стран мира существует обычай к праздникам миловать, а не казнить осужденных. В СССР с 27 октября по 4 ноября 1937 г. в канун 20-летия прихода коммунистов к власти в урочище Сандармох в Карелии было расстреляно среди 1111 узников по меньшей мере 290 деятелей украинской культуры (большинство из них — именно 3 ноября 1937 г.), а за осень 1937 г. — около тысячи деятелей украинской культуры.
До массовых репрессий 1930-х гг. в Украине было около тысячи писателей. До 1938 г. в Украине печатали произведения 259 украинских писателей, после 1938 г. — лишь 36. Из 223 писателей, прекративших свою деятельность, только семеро умерли своей смертью, остальные были расстреляны или же сосланы в концентрационные лагеря.
Те из немногих деятелей украинской культуры, которым посчастливилось выжить во время репрессий, вынуждены были становиться на путь конформизма, в обмен на жизнь постоянно доказывать тоталитарному оккупационному режиму свою лояльность.
Лично Сталин организовал преследование всемирно известного украинского режиссера Александра Довженко. За сценарий фильма «Украина в огне», в котором были воплощены украинские патриотические идеи, Сталин лично угрожал ему арестом. Дважды агенты НКВД готовили покушения на режиссера, которые должны были выглядеть как самоубийство, однако дважды они по чистой случайности сорвались. Довженко был слишком популярен и известен в мире, что спасло ему жизнь. В итоге ему пожизненно запретили жить на Родине. Сам режиссер перед смертью завещал похоронить его сердце в Украине.
Похожая судьба постигла известного поэта Владимира Сосюру, которого за стихотворение «Любіть Україну» подвергли гонениям и преследованиям. Художники, дабы физически выжить, должны были приспосабливаться. В 1959 г. он тайно написал героическую поэму «Мазепа», которую отослал за границу, попросив напечатать ее после его смерти.
Популярный украинский писатель Остап Вишня десять лет провел за решеткой в советском концлагере. Он был освобожден только в 1944 г., когда советский режим пытался отбелиться за репрессии против любимца Украины.
Руководство СССР с целью русификации быстро переводило на русское высшее образование в Украине. В 1951 г. за желание сдавать экзамены на родном украинском языке были репрессированы сотни студентов Харьковского государственного университета.
Во времена Хрущева в Украине произошло резкое усиление русификации в образовании и всей культурной жизни. В 1963 г. был убит один из самых выдающихся «шестидесятников», гениальный украинский поэт Василий Симоненко (1935—1963 гг.), которого обвинили в антисоветской пропаганде, а его произведения запретили.
После устранения Петра Шелеста (1972 г.) русификация в Украине резко усилилась. В 1972—1974 гг. по Украине прокатилась волна репрессий против людей, которых заподозрили в украинском патриотизме. В целом за это время в Украине по политическим обвинениям были арестованы около 2000 человек.
Советская власть продолжала жестоко преследовать историков, писателей, деятелей культуры, творчество которых имело признаки украинского патриотизма. Их произведения запрещались либо уничтожались. Так, был сожжен тираж книги «Хортиця в героїці і легендах», а ее автор Н. Киценко — уволен с должности. Подверглись притеснениям и гонениям историки М. Брайчевский, Я. Дашкевич. Вместо этого в Украине культивировалось забвение истории Украины, подмена ее реальных событий советскими отчетами о съездах партии, производстве чугуна, стали и т. п. — так, будто на украинской земле за всю ее тысячелетнюю историю не было ничего ценного. Советская власть целеустремленно культивировала комплекс неполноценности у украинцев, который при соответствующем знании истории не имел бы шанса на существование. Это делалось с использованием всей потуги тоталитарного государственного механизма, в том числе и репрессивного аппарата.
Украинский язык и культура последовательно вытеснялись советским режимом. С конца 1950-х гг. на всей территории Украины начался массовый принудительный переход среднего и профессионального образования на русский язык. С начала 1970-х защита диссертаций была разрешена исключительно на русском языке. Те, кто протестовал против этого, подвергались репрессиям.
Наверное, мало какая культура в мире пережила такие удары, как украинская. Еще 25 лет назад за простое, не организованное властью возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко можно было загреметь за решетку. Одиночные украиноязычные люди на улицах крупных украинских городов шокировали мещан, часто дома таких же украиноязычных.
А все потому, что богатейший культурный потенциал страны в продолжение нескольких поколений буквально выкашивался.
Главная цель советского режима в Украине заключалась в уничтожении каких-либо возможностей для ее национального самоопределения. Реализация этой цели предполагала немедленную ликвидацию национально сознательной части населения, а также подрыв человеческой базы восстановления национального сознания.
Города, по этому замыслу, должны были выполнять роль «казанов», в которых украинское национальное сознание должно было последовательно уничтожаться и вытесняться сначала советской, а затем, после небольшого смещения акцентов государственной политики — советско-российской идентичностью.
За время большевистского террора органами ЧК были убиты сотни украинских деятелей культуры. Среди них — всемирного масштаба классик духовной музыки, композитор Николай Леонтович, автор колядки «Щедрик», известной в мире как Carols of the Bells; выдающийся художник Александр Мурашко, автор ряда картин, ставших визитной карточкой украинского искусства ХХ в., в частности — «Похороны кошевого» и другие.
Украинские национальные музыкальные инструменты — кобза, бандура и лира — были объявлены «националистическими». В 1922-1934 гг. большевистское правительство провело ряд карательных мер против кобзарей — мастеров украинского средневекового рыцарского пения. Органы НКВД арестовывали кобзарей прямо на улицах или в домах и репрессировали, преимущественно расстреливали.
У каждого уголка Украины есть своя история разрушенных церквей и оскверненной человеческой памяти. Только в Киеве в советское время было уничтожено около 220 культовых сооружений, большинство из которых были построены в княжеские и казацкие времена.
В 1930-е были взорваны уникальные по историческому значению древние соборы Киева, Чернигова, Переяслава, Новгорода-Северского и сотен других городов Украины. В частности, в Киеве в 1936 г. был ограблен и подорван Михайловский Златоверхий собор, построенный в начале ХІІ в. великим князем Святополком Изяславичем в честь побед над половцами. Уникальность собора — в его величии и богатстве убранства, в частности — в мозаиках, непревзойденных по мастерству во всей Восточной Европе. На территории всего Киевского княжеского государства настенные мозаики известны только в восьми храмах, шесть из которых были построены в Киеве, а два — в Переяславе на Киевщине. Из них Михайловский Златоверхий — самый поздний по времени. Мозаик в нем было намного больше, чем в остальных соборах. Сорванные с Михайловского собора мозаики, фрески и драгоценности были отправлены в Ленинград. Среди реликвий храма выделялась рака святой Варвары (32 кг серебра), подаренная гетманом Иваном Мазепой, которая тоже была вывезена в Россию. Большевистское правительство планировало снести и знаменитый Софийский собор в Киеве, построенный еще в ХІ в. великим князем Ярославом Мудрым. На месте разрушенных Михайловского и Софийского соборов планировалось создать квартал правительственных зданий. Те украинские ученые, которые протестовали против разрушения украинских святынь, были репрессированы. В частности, выдающийся украинский искусствовед и археолог Николай Макаренко (1877—1936 гг.) за его мужественную позицию в оборону Михайловского Златоверхого собора был вывезен в Казань и расстрелян.
Против вандализма выступили представители коммунистической партии Франции, которые обратились к советской власти с просьбой не разрушать собор, построенный Ярославом Мудрым, отцом королевы Франции Анны Ярославны.
В 1941 г. советские диверсанты взорвали главный собор Киево-Печерской лавры — Успенский собор, заложенный еще в 1073 г. киевским князем Святославом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого.
Тотальным был удар по Украинской автокефальной православной церкви, основанной в 1920 г. Казни ее священников начались еще в 1926 г. Другие религиозные общины в Украине и СССР тоже были подвержены преследованиям, но не таким тотальным, как УАПЦ. Жертвами антицерковного террора, направленного против УАПЦ, стали десятки тысяч человек. До 1937 г. репрессии коснулись практически всех священников УАПЦ и распространились на верующих этой церкви. Был замучен престарелый митрополит УАПЦ Василий Липкивский (1864—1937 гг.). Украинская церковь рассматривалась большевиками как двойная угроза — и как религиозная организация, которая поднимает идеологию материализма и атеистического господства советской власти, и как ячейка духовной жизни украинцев — главной внутренней опасности империи.
В большинстве стран мира существует обычай к праздникам миловать, а не казнить осужденных. В СССР с 27 октября по 4 ноября 1937 г. в канун 20-летия прихода коммунистов к власти в урочище Сандармох в Карелии было расстреляно среди 1111 узников по меньшей мере 290 деятелей украинской культуры (большинство из них — именно 3 ноября 1937 г.), а за осень 1937 г. — около тысячи деятелей украинской культуры.
До массовых репрессий 1930-х гг. в Украине было около тысячи писателей. До 1938 г. в Украине печатали произведения 259 украинских писателей, после 1938 г. — лишь 36. Из 223 писателей, прекративших свою деятельность, только семеро умерли своей смертью, остальные были расстреляны или же сосланы в концентрационные лагеря.
Те из немногих деятелей украинской культуры, которым посчастливилось выжить во время репрессий, вынуждены были становиться на путь конформизма, в обмен на жизнь постоянно доказывать тоталитарному оккупационному режиму свою лояльность.
Лично Сталин организовал преследование всемирно известного украинского режиссера Александра Довженко. За сценарий фильма «Украина в огне», в котором были воплощены украинские патриотические идеи, Сталин лично угрожал ему арестом. Дважды агенты НКВД готовили покушения на режиссера, которые должны были выглядеть как самоубийство, однако дважды они по чистой случайности сорвались. Довженко был слишком популярен и известен в мире, что спасло ему жизнь. В итоге ему пожизненно запретили жить на Родине. Сам режиссер перед смертью завещал похоронить его сердце в Украине.
Похожая судьба постигла известного поэта Владимира Сосюру, которого за стихотворение «Любіть Україну» подвергли гонениям и преследованиям. Художники, дабы физически выжить, должны были приспосабливаться. В 1959 г. он тайно написал героическую поэму «Мазепа», которую отослал за границу, попросив напечатать ее после его смерти.
Популярный украинский писатель Остап Вишня десять лет провел за решеткой в советском концлагере. Он был освобожден только в 1944 г., когда советский режим пытался отбелиться за репрессии против любимца Украины.
Руководство СССР с целью русификации быстро переводило на русское высшее образование в Украине. В 1951 г. за желание сдавать экзамены на родном украинском языке были репрессированы сотни студентов Харьковского государственного университета.
Во времена Хрущева в Украине произошло резкое усиление русификации в образовании и всей культурной жизни. В 1963 г. был убит один из самых выдающихся «шестидесятников», гениальный украинский поэт Василий Симоненко (1935—1963 гг.), которого обвинили в антисоветской пропаганде, а его произведения запретили.
После устранения Петра Шелеста (1972 г.) русификация в Украине резко усилилась. В 1972—1974 гг. по Украине прокатилась волна репрессий против людей, которых заподозрили в украинском патриотизме. В целом за это время в Украине по политическим обвинениям были арестованы около 2000 человек.
Советская власть продолжала жестоко преследовать историков, писателей, деятелей культуры, творчество которых имело признаки украинского патриотизма. Их произведения запрещались либо уничтожались. Так, был сожжен тираж книги «Хортиця в героїці і легендах», а ее автор Н. Киценко — уволен с должности. Подверглись притеснениям и гонениям историки М. Брайчевский, Я. Дашкевич. Вместо этого в Украине культивировалось забвение истории Украины, подмена ее реальных событий советскими отчетами о съездах партии, производстве чугуна, стали и т. п. — так, будто на украинской земле за всю ее тысячелетнюю историю не было ничего ценного. Советская власть целеустремленно культивировала комплекс неполноценности у украинцев, который при соответствующем знании истории не имел бы шанса на существование. Это делалось с использованием всей потуги тоталитарного государственного механизма, в том числе и репрессивного аппарата.
Украинский язык и культура последовательно вытеснялись советским режимом. С конца 1950-х гг. на всей территории Украины начался массовый принудительный переход среднего и профессионального образования на русский язык. С начала 1970-х защита диссертаций была разрешена исключительно на русском языке. Те, кто протестовал против этого, подвергались репрессиям.
Для дискредитации украинского языка, культуры, истории и прививания украинцам комплекса неполноценности применялись фальшивые идеологические штампы (о Киевской Руси как о колыбели трех народов, о том, что Москва является «старшим братом» Киеву, что украинцы появились только в XIV в. и тому подобное). Для дискредитации Украины прибегали к провокациям, которые режим имел возможность масштабно и безнаказанно применять. Самый уродливый микроавтомобиль советского производства был назван «запорожцем», в то время как для украинцев это слово традиционно означало эталон достоинства. На родине Тараса Шевченко в Черкасской области районный приют для умственно неполноценных детей был организован в с. Шевченково (где Тарас Шевченко проживал с двух лет), а областной — в городке Шевченково.
В результате построения дамб на Днепре в 1930—1950-х гг. и образования водохранилищ произошло затопление бесценных с точки зрения истории и археологии земель долины Днепра. На них издавна были расположены центры государственности, в частности места Запорожских Сечей, казацких монастырей, скифские курганы и так далее. При этом перед затоплением не были проведены археологические работы.
Был нарушен исторический ландшафт Украины. На карте Украины появились десятки городов и сел с безликими названиями «Ленино», «Пролетарское» и тому подобное. На Донбассе древние города, которые создавали лицо края — Бахмут и Тор, — переименовали в Артемовск и Славянск. Такие же переименования происходили по всей Украине.
В 1974 г. ЦК КПСС провозгласил курс на создание «нового исторического сообщества — советского народа». Таким образом, был прямо провозглашен курс на денационализацию и, в перспективе, ликвидацию народов СССР, в том числе украинского. После этого еще ускорилась русификация образования и других сфер общественной жизни.
В течение 1970-1980-х годов прослеживалась стойкая тенденция к уменьшению количества украиноязычных изданий и их тиражей. Если в 1970 г. на украинском языке издавалось 3 112 названий книг и брошюр общим тиражом около 93 млн экземпляров, то в 1988-ом — 1 779 названий тиражом менее 79 млн экземпляров.
Украинский журнальный рынок практически полностью поглощался русскоязычной продукцией. К началу 1970-х в Украине распространялось 27 журналов, посвященных вопросам народного образования, из них только 3 — на украинском языке; из 85 журналов по проблемам здравоохранения только 2 публиковались на украинском языке; из 12 журналов по физкультуре и спорту 11 были русскоязычными; из 140 литературно-художественных изданий на украинском языке было только 18.
В 1970—1980-х гг. увеличился выпуск русскоязычных газет, набрал обороты принцип двуязычности ряда центральных и местных изданий. Так, в 1970 г. в республике издавали 2618 русскоязычных газет и 2118 украиноязычных, а в 1988 г. — 1784 и 1261. Причем в 1988 г. разовый тираж украинских газет составлял приблизительно 16 млн экземпляров, тогда как русских — превышал 24 млн. Кроме того, выпущенная непосредственно в России и распространяемая в Украине русскоязычная пресса многократно превышала по количеству украинскую.
Преимущественно русскоязычным становилось кинопроизводство. ЦК КПСС проводил специальные совещания для борьбы с так называемым «украинским поэтическим кино», об «угрозе» от которого говорил сам генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев. После критики лент «Тени забытых предков» (1965) С. Параджанова, «Родник для жаждущих» (1965), «Белая птица с черной отметиной» (1972) Ю. Ильенко и других режиссеров кинематографисты с большой осторожностью брались как за украинскую тематику, так и за озвучивание фильмов на украинском языке. Украинский кинематограф практически исчезал.
Украинская культура умышленно сводилась к редкостно-простонародным, если не сказать плебейским, образцам застольного пения.
В 1979 г. был убит композитор и певец Владимир Ивасюк, песни которого отличались выразительным украинским национальным колоритом и пользовались большой популярностью.
Русификация охватила все без исключения сферы духовной жизни украинского общества. В течение последних десятилетий существования СССР в Украине осуществлялась жесткая антинациональная языковая политика, основной задачей которой было планомерное уничтожение украинского языка и культуры. Процессы денационализации в Украине были настолько стремительны, что только обретя независимость, украинский народ получил шанс на сохранение.
Например, в 1981 году 55,2% школьников обучались на украинском языке, а всего через восемь лет, в 1989-ом — уже менее половины — 47,8%.
А теперь ключевой вопрос — что с этим всем делать? Как быстро и эффективно нивелировать вред, нанесенный украинской культуре Советским Союзом?
Сейчас весь мир помнит подвиги древних греков. Не потому, что они были такие смелые, а потому, что умели писать.
Поэтому самое главное: где новые украинские Довженки? И где бизнес, способный их профинансировать, чтобы рассказать обо всем?
Не секрет, что большой бизнес в Украине представляют почти исключительно олигархи, которые не являются этническими украинцами. А культура, как бы там ни было, в своей основе имеет очень много от этнического. Хотя, следует отметить, крупному бизнесу в Украине далек любой культурный сантимент, не только этнический украинский.
Между тем, в конце ХІХ века в результате политики царизма украинцы среди всех предпринимателей в Украине составляли только 23%. Но и тогда находились Терещенки, Симиренки, Ханенки, Миклухи, которые с риском для карьеры, часто тайно, давали деньги Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, на украинский театр, на первый на Днепре пароход «Украинец»...
Сегодня украинская культура — невспаханное поле для амбициозных людей с деньгами, которые хотят оставить свой след в истории, а не просто побить на дороге очередной «Ламборджини» или поставить на причал в Европе очередную яхту.
Украина всегда будет помнить Нестора Летописца. Хотя после него, вероятно, было немало не менее талантливых историков и писателей.
Просто он был первым.
Секрет нынешней художественной яловости в том, что нынешнее состояние общества не способствует созиданию?
Когда-то Сенека сказал, что люди ему напоминают льва и буйвола, привязанных друг к другу на арене античного цирка. Победитель переживет побежденного на 15 минут, и эти мгновения они тратят на то, чтобы терзать друг друга.
Когда мы смотрим на произведения искусства, то понимаем, кого Бог «поцеловал в чело», — почему одно стало вечной классикой, а другое — эксгибиционистским демонстрированием комплексов.
Из ненависти, самовлюбленности, презрения ничего достойного не создается. Вершиной искусства становятся произведения, созданные во времена веры и людьми веры. А большинство из так называемого «современного искусства» (наподобие «акул в формалине») зрители забудут через неделю, как страшный сон.
Как бы это пафосно и банально не звучало, в основе всех гениальных творений лежит любовь. В том числе к земле, на которую Бог зачем-то привел каждого из нас.
Историки прекрасно знают, какое колоссальное количество и качество материала для визуализации дает украинская история. Абсолютное большинство других стран могли бы о таком только мечтать.
Ведь Украина причастна к событиям континентального, а порой и всемирного масштаба.
Только навскидку. В Надднестрянщине и Причерноморье аккуратно, почти по границам Украины, римляне возвели масштабные земляные укрепления — Траяновы валы. Римская империя так и не осмелилась продвигаться в глубь территории Украины, а выступала защищавшейся стороной.
Закончилось все тем, что изгнанники из Украины разрушили тысячелетнюю Римскую империю.
Кто забыл или не учил — произошло это так.
В ІІІ веке нашей эры в Южную Украину из Скандинавии пришли племена готов. После одного из конфликтов со славянско-сарматскими племенами те призвали на помощь гуннов и вместе выгнали вестготов аж за пределы Римской империи.
Огромные толпы готов переправились через Дунай и осели на придунайской территории, побродили несколько десятков лет между Балканами и Италией и, в конце концов, в 410 году захватили Рим.
Это произвело колоссальный переворот, изменив весь порядок вещей, существовавший в течение семи веков, и закрыв целую эпоху в истории человечества.
Иностранные кинематографисты дорого бы дали, чтобы хотя бы одна из этих историй случилась у них в стране.
В пограничных индейских столкновениях за всю их историю XVII—XIX веков в Северной Америке погибло 40 тысяч человек, как за год-два обычной истории средневековой Украины. На историческом материале этих «войн» американцы сняли тысячи фильмов. В Англии Робин Гуд прятался в лесу под «районным центром» Ноттингемом, грабя богачей и раздавая их богатство бедным. О нем сняты десятки фильмов во всем мире, иногда очень неплохих. Между тем украинские робингуды собирались в многотысячные отряды и брали штурмом самые большие крепости Европы, однако до сих пор не отмечены в кино, которое остается «важнейшим из искусств».
Что же касается государства, то оно должно делать достаточно простые вещи, которые делают во всем мире:
Во-первых — не мешать. Сделать безналоговый, или, в крайнем случае, предельно упрощенный налоговый режим для отечественных издательств, музыкальных коллективов, авторов и тому подобное.
Во-вторых — организовать максимальное количество мероприятий, где отечественные таланты могут и себя показать, и на других посмотреть: конкурсов, фестивалей, соревнований сценариев и тому подобное.
В-третьих — по результатам конкурсов оказывать победителям поддержку под конкретные заказы. И здесь дело не столько в масштабах поддержки, сколько в количестве поддержанных. Не нужно роскошей — нужно всего лишь, чтобы максимальное количество творческих людей имели время для творчества.
В-четвертых — за счет кредитов и льгот обеспечить отвоевание собственного книжного рынка.
В-пятых — создать сеть студий звукозаписи, где каждый минимально талантливый певец или группа смогут записаться бесплатно.
В-шестых — создать в обществе атмосферу культивирования высокой культуры. Президент, а с ним и все главные чиновники, должны ходить на концерты Тараса Компаниченко, а не Пугачевой или Поплавского.
В-седьмых — гумманизировать среднее образование. Сместить акцент обучения с зазубривания к творчеству, созиданию. Разумеется, что эта цель не совместима с министерством Табачника.
В-восьмых — усилить на ТВ и радио квоты относительно представления украинской продукции. Причем не только украиноязычной, а прежде всего произведенной в Украине, независимо от языка.
Однако даже сейчас украинская культура пробивается сквозь асфальт. В условиях отсутствия всего этого в течение последнего года украинцы имели целый ряд культурных событий очень хорошего, европейского уровня, связанных с фамилиями Костенко, Шкляра, Матиос, Забужко...
А пока талантливым украинцам легче добиться признания дома через «заграницу». Ведь у чиновников дома даже нет достаточной компетенции, чтобы отличить доброе от злого. Не говоря о мотивации, чтобы поддержать доброе.