Недавно во французском городе Лионе состоялся украинский коллоквиум, посвященный современным проблемам, а также истории Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Во Франции живут украинцы — греко-католики, подчиняющиеся Апостольскому экзарху, епископу Михаилу Гринчишину. «Французские» греко-католики поддерживают постоянные связи со Львовским архиепископатом, хотя и подчинены непосредственно Апостольскому престолу Католической церкви. (Эта иерархическая структура может измениться, если УГКЦ получит статус патриархата.)
Настоятель греко-католической церкви св. Автаназия в Лионе, доктор богословия отец Августин Бабьяк прислал в газету «День» материалы, связанные с лионскими коллоквиумами. Нужно отметить, что эти собрания проходят при поддержке Католической церкви Франции, на базе Католического университета Лиона и с участием как украинских, так и французских богословов. Греко-католические исследователи, включая о. Августина, немалое внимание уделяют тому, чтобы проследить и уточнить исторические связи Франции и Украины, начиная с давних времен.
Отношения между древней Киевской Русью и Францией уходят корнями в ХI век, когда дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I. Интересен тот факт, что династические браки детей и внуков Ярослава Мудрого (умер в 1054 году) с западными королями складывались именно тогда, когда отношения между Римской и Константинопольской церквями драматично ухудшились. Хорошие отношения сохранились даже после схизмы 1054 года — после окончательного разделения единого христианства на Восточные и Западную церкви. Очевидно, что в ХI столетии наши предки были менее отчуждены от Запада, в частности, от Франции, чем мы еще и сегодня.
Контакты между двумя народами продолжились в трудные для Киевской Руси времена, после разрушения Киева ханом Батыем в середине Х III столетия. Тогда киевский митрополит Петр Акерович приехал на Лионский Собор, на котором была сделана попытка примирения между Римом и Константинополем. Во время Собора киевский митрополит участвовал вместе с другими епископами в богослужении, возглавляемом Римским Папой Иннокентием IV. (Напомним, что сразу после разрушения Батыем Киева князья Данила и Василько признали верховенство Римского престола, пытаясь таким образом получить помощь западных правителей.) Именно от митрополита Петра соборные отцы, а через них — все западные страны, узнали более детально о происхождении монголов, их верованиях, быте, привычках, военных и дипломатических методах. В частности, митрополит рассказал о том, что монголы намерены за 39 лет подчинить весь мир, и просил защиты от нашествия. В ответ по просьбе митрополита Папа Иннокентий IV послал своего представителя в Галицкое княжество с целью наладить контакты и с предложением короны Даниле Галицкому. Это была попытка политического союза для общей защиты от восточного нашествия. К сожалению, продолжительных исторических результатов это не дало.
В первой половине XX века в городе Лионе находился митрополит Андрей Шептицкий, также искавший поддержки западного мира — для Греко-католической церкви, страдавшей тогда от Советской власти. А в 1995 году в Католическом университете Лиона состоялась научная конференция, посвященная 50-летию со дня смерти Андрея Шептицкого. Тем самым было положено начало традиционным лионским украинско-французским коллоквиумам. На собрании 1995 года, в частности, американец из Нью-Йорка Курт Левин, сын раввина из города Львова, рассказал о том, как его, 17- летнего юношу, во время фашистской оккупации митрополит Андрей спас от смерти. По словам г. Левина, Андрей Шептицкий спас около трехсот еврейских юношей, устраивая их в библиотеки и на разные другие работы в монастырях своей церкви. Жизнь митрополита Шептицкого свидетельствует, какое большое чувство справедливости живет в душах украинцев и как высоко оно может подняться над различиями в вероисповедании.
В 1996 году Французская католическая церковь содействовала организации в Лионском университете второй научной конференции, посвященной 400-летию Берестейской унии. Там обсуждались проблемы противостояния католицизма и православия в современном мире и особенно подчеркивалось, что Берестейская уния не была направлена против православной церкви.
Продолжая исторические традиции, община греко-католиков Франци и в этом году провела в Лионском католическом университете большую научную конференцию «Религиозная ситуация в посткоммунистическом обществе и наследие Андрея Шептицкого». Она была организована по случаю столетия интронизации на митрополитский Галицкий престол во Львове Андрея Шептицкого. И одновременно — по поводу первого апостольского путешествия в Украину Папы-славянина Иоанна Павла II. Конференция проходила под патронатом французского кардинала Бие и с участием известных специалистов по разным странам. Со вступительным словом к участникам конференции обратился отец Августин Бабьяк. В работе коллоквиума приняли активное участие профессора и студенты Лионского университета, а также консулы Польши и Швейцарии, подчеркнув своим присутствием актуальность обсуждаемых проблем.
Многочисленные доклады касались как исторических, так и современных проблем. Так, в докладе директора Экуменического центра в Лионе о. Рони Бопера рассматривались вопросы развития церкви в третьем тысячелетии. Автор подчеркнул, что идеи и деятельность митрополита Андрея Шептицкого чрезвычайно актуальны для современной Украины и напомнил слова митрополита: «Только любовь к нашим братьям православным может уменьшить, а со временем вовсе устранить все недоразумения и споры, позволит забыть о всем том, что нас разделяет, и будет развивать то, что нас, украинцев, объединяет».
Доктор социологии, профессор университета в Жешове (Польша) Вальтер Желязный выступил с докладом, в котором анализировал тот «странный» для многих факт, что митрополит оставил латинский обряд, польскость, польскую культуру. С точки зрения г. Желязного, это было возвращение к своим украинским корням — из соображений христианской совести митрополит принял сторону более слабых и бедных. Следует вспомнить, что и брат митрополита отец Климентий, юрист по специальности, в сорокалетнем возрасте, будучи депутатом Венского парламента, покинул светскую жизнь, выбрал восточной обряд и стал монахом-студитом. Он, как и его брат Андрей, пошел служить народу Украины.
Профессор богословской академии во Львове Михаил Димид в докладе «Религиозная ситуация, игра между Московской патриархией и Константинополем перед приездом папы Иоанна Павла II в Украину» фактологично доказал, что позиция Алексия II в этом деле мотивирована не религиозными, а исключительно политическими, имперскими соображениями. По его мнению, Московский патриархат никогда не был и не будет сторонником независимости Украины, а также не будет содействовать ее демократизации. Именно этим обусловлено московское сопротивление визиту Римского Папы в Украину.
Справка «Дня». Отец Августин Бабьяк в 1999 году защитил диссертацию, посвященную экуменическо-пасторальной деятельности митрополита Андрея Шептицкого. В этом году Украинский католический университет св. Климентия Папы в Риме издал работу Августина Бабьяка «Новые украинские мученики XX века», в которой автор по-новому осветил отношение западных кругов и Ватикана к репрессиям, применявшимся к УГКЦ во времена Советского Союза, когда даже правозащитные международные учреждения почти не занимались фактами жестокого преследования греко-католиков. Первым Римским Папой, который действительно обратился к проблемам этой церкви, был Иоанн Павел II.