Вчера в Запорожье металлурги при участии заместителя госсекретаря Минпромполитики Сергея Грищенко обсуждали непростую ситуацию, сложившуюся в результате антидемпинговых процессов, развернувшихся в мире против продукции украинских предприятий. Металлургия является одной из ведущих отраслей национальной экономики. Она обеспечивает 47% валютных поступлений во внешней торговле и 27% валового внутреннего продукта Украины. Поэтому ущерб, который наносится украинскому экспорту металлопродукции странами, видящими в ней своеобразную персону non grata, может существенно ухудшить и радужные макропоказатели страны, и жизненный уровень населения.
На следующей неделе Международная комиссия по торговле США (ITC) направит президенту Джорджу Бушу детальный отчет о необходимости введения защитных мер и конкретные предложения против импорта стали в США. Ограничения предполагается ввести путем установления пошлин в размере от 8% до 40% на срок четыре года. Решение об этом комиссия приняла в минувшую пятницу. Три из шести членов комиссии, в том числе ее председатель, предлагают для большинства импортеров, уличенных в нанесении ущерба интересам США на внутреннем рынке (в том числе и для Украины), ввести пошлину в размере 20% с равномерным ее уменьшением до 11% в течение четырех лет.
Впрочем, импорт стали из Украины в США и без того уменьшился в первом полугодии текущего года на 82,4% — до $26,3 млн. При этом объем основной импортной статьи — листового проката — уменьшился за полугодие более чем в 10 раз (со $107,3 млн. до 10,5 млн.). Это связано с антидемпинговым расследованием, начатым в США в декабре прошлого года в отношении импорта горячекатаного плоского проката из 10 стран, в том числе из Украины. 24 апреля Министерство торговли США объявило об установлении 89,49%-ной предварительной пошлины на ввозимый из Украины горячекатаный плоский прокат. Как сказал «Дню» начальник управления торговых ограничений Минэкономики Ярослав Шиманский, для украинской металлургии «в Штатах ры нок закрывается...»
Украина пыталась компенсировать столь ощутимую потерю. В этом году удалось нарастить импорт труб в США на 36% (до $5,7 млн.) и в 6,4 раза увеличить поставки инструментальной стали (до $2,8 млн.). Однако это, конечно, ни в коей мере не решает проблему валютных поступлений. Ведь украинский экспорт стали в США в прошлом году достиг $269,13 млн.
Начала антидемпинговое расследование по импорту проката из Украины и Россия, ранее резко ограничившая доступ на свой рынок украинских труб. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РФ обвиняет Украину, а также Казахстан в импорте оцинкованного проката по демпинговым ценам. Инициаторами расследования являются ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Северсталь», на долю которых приходится более 50% объема производства аналогичного товара в России, сообщает Интерфакс-Украина. По данным заявителей, Украина обеспечивала в 1998 году поставку 95,2% такого проката, в 1999 году — 56,6%, в 2000 году — 52,8%.
Словом, украинские металлурги в последнее время все отчетливее чувствуют себя нежелательными персонами на двух стратегичных рынках.
Хотя правительство Кинаха, задекларировавшее еще в момент своего прихода стремление вести активную конкурентную борьбу за национальные интересы на всех фронтах, сегодня может утверждать, что привело страну не только к поражениям. Согласно последним сообщениям, Украина и Европейский Союз парафировали проект Соглашения о торговле некоторыми видами сталелитейной продукции на 2002—2004 годы, в соответствии с которым квоты на импорт в ЕС украинской металлопродукции будут увеличены на 35%. Как отмечается в пресс- релизе украинского МИДа, «достигнутая с ЕС договоренность о расширении рынков сбыта может быть расценена как существенный успех в развитии двусторонних торгово-экономических отношений». Как указывал ранее министр экономики и евроинтеграции Александр Шлапак, «соглашение является для нас существенной поддержкой, поскольку Европа — наиболее стабильный рынок потребления украинской металлопродукции».
Вместе с тем успех на европейском направлении также не следовало бы переоценивать. Консультации относительно увеличения квот на поставку металла в страны ЕС (как минимум в два раза, тогда как сейчас они составляют около 265 тыс. тонн проката в год) украинская делегация начала в Брюсселе еще 26 марта. И их итог весьма далек от ожидавшегося результата. По-видимому, не последнюю роль тут сыграло то, что металлургические предприятия Европы, куда в 2000 году было экспортировано 242,8 тысячи тонн металлопродукции, без особого энтузиазма реагируют на повышение квоты. Весьма вероятно, что они ответят на наращивание украинской квоты очередным раундом давления, направленным на отмену экономического эксперимента в украинской металлургии. И тем, кто лоббирует в правительстве и парламенте интересы владельцев металлургических предприятий, сейчас самое время задуматься над тем, принесет ли это реальную пользу или не менее реальный вред.
Однако генеральный директор Ассоциации металлургической промышленности Украины Владимир Тараненко настроен оптимистично: Европа этот вопрос не будет ставить. «Мы их убедили, что эксперимент в украинской металлургии — нормальное явление, аналоги которому есть и у них», — сказал В.Тараненко «Дню». В то же время он считает, что открывающаяся сейчас для Украины доля рынка металлопродукции Европы никоим образом «не перекрывает» украинских потерь в США и России. По словам Тараненко, на будущий год квота для украинской металлопродукции в ЕС составит примерно 350 тысяч тонн, тогда как «в прежние годы мы грузили в Соединенные Штаты более полутора миллионов тонн».