Как правильно рассказать ученикам о Голодоморе, ОУН-УПА и других дискуссионных темах, для многих учителей — сложный вопрос. Именно от того, как они преподнесут эти далеко не однозначные темы, какую точку зрения выразят, зависит позиция и отношение школьников. В начале ноября стартовал проект «Толерантность учеников на уроках истории», направленный на решение именно этой проблемы. Как отмечают его организаторы, благотворительный фонд «Первое сентября» и Международный фонд «Відродження», цель проекта — исследовать данные темы в школьном курсе истории Украины и разработать современные подходы к их преподаванию, опираясь на уважение к иным культурам и взглядам.
Накануне старта проекта фонд «Відродження» провел небольшое исследование учебников по истории для учеников 5-9 классов. Учителя-методисты из разных регионов Украины прочитали эти учебники, обращая внимание на сюжеты, связанные с культурной, этнической и гендерной толерантностью.
— По данным этого исследования, учебники оказались более толерантными, чем мы ожидали, но есть свои негативы, — комментирует Георгий КАСЬЯНОВ, доктор исторических наук, профессор, директор Образовательной программы Международного фонда «Відродження». — В некоторых из них есть элементы, когда так или иначе ученикам внушается нетерпимость к другому народу или культуре. Что именно нашли в них учителя? Противопоставление католицизма и православия, причем преимущество предоставляется исключительно православию, часто встречается слово ляхи, а казачество — это наше все (так написали учителя), поляки, татары и турки — вызывают лишь негатив, а украинцы — безусловный позитив. Когда речь заходит о русских, нет прямых указаний на негативы, но в подтексте постоянно присутствуют такие мнения. Преподавание истории, особенно национальной, всегда является предметом политического интереса или государства, или политических партий. Зачастую оно у нас фрагментарно в том смысле, что на востоке Украины ее преподают в одном ключе, а на Западе — в другом. И это несмотря на то, что существует общенациональная программа, пропагандирующая для всех одинаковые требования. Тем не менее, налицо отличия региональные, политические. Некоторые аспекты освещают или односторонне, или неполно, или подают таким образом, что у учеников возникает чувство нетерпимости, антисемитизма, антироссийские, антипольские, антитатарские взгляды. То есть возникают моменты, когда ученики сознательно или подсознательно начинают чувствовать нетерпимость к другой культуре, этносу или нации. К сожалению, это довольно часто является проблемой школьного курса.
С этим согласны и историки. По словам учителя истории Лицея политики, экономики, права и иностранных языков Алексея ЧЕРНЫША, существует много дискуссионных вопросов, которые в неполной мере освещены в учебниках. Например, тема за 8 класс о национально-освободительной революции, происходившей под руководством Богдана Хмельницкого, которую те же поляки воспринимают совершенно иначе. Чтобы воспитывать у школьников толерантное отношение к историческим событиям, Алексей Черныш предлагает подавать на уроках больше мнений и точек зрения научных работников, чтобы у ребенка было право выбора, какую позицию принять, заодно это формировало бы собственное видение той или иной проблемы.
Сейчас идет опрос фокусных групп учителей, учеников и родителей во всех регионах страны, цель которого — выяснить их отношение к проблемам этнической и гендерной толерантности. По его результатам будет разработан специальный курс для учителей и студентов-педагогов «Толерантность учеников на уроках истории».