Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ушел из жизни Леонид Бакка

17 января, 2011 - 20:32

Каждое утро, неспешно заходя на редакционную планерку, Леонид Дмитриевич со своей неповторимой улыбкой произносил: «Добрый день, газета «День»! И — настроение сразу становилось лучше, а проблем — если и не меньше, то уж во всяком случае появлялась уверенность, что все их можно преодолеть. Он был из редкостной породы людей, которые всегда были на вес золота, а сейчас и подавно: надежный, преданный, интеллигентный, мудрый, обладающий потрясающим обаянием и настоящим мужским шармом. Он никогда не спешил — и все успевал.

Леонид Дмитриевич Бакка очень много успел в жизни: создал прекрасную семью и воспитал сына и дочь, обожал внучку Наденьку — главную его подружку, как он говорил. Построил дом — дача Леонида Дмитриевича, где он многое сделал своими руками, была его настоящей страстью. И наконец, он состоялся в профессии сполна, не только реализовав свои творческие амбиции как фотомастер, но, по сути, создав свою школу. Произошло это, как всегда подчеркивал Леонид Дмитриевич, именно в «Дне». В 1997 году он возглавил бильд-редакцию нашей газеты. Работа эта не публичная, требующая не только высочайшего профессионализма, опыта и при этом постоянно свежего и неравнодушного взгляда, но и больших душевных затрат. Фотокорреспонденты, авторы, участники фотоконкурса «Дня» — высочайшего класса профи и робкие любители. Это десятки людей. К каждому Леонид Дмитриевич находил подход: если надо — учил, если надо — подсказывал, выискивал сильные стороны... Все ради одного — чтобы завтра снова был «День»...

Вчера его стул на планерке пустовал. С этой преждевременной скоропостижной утратой трудно смириться. Нам остается память о нем. А еще — незаконченные им дела, которые мы просто обязаны завершить. Иначе зачем нужны коллеги и ученики?

Спасибо за все, Леонид Дмитриевич. Вечная память.


Ваш «День»

Борис КОРПУСЕНКО, фотограф:

— Известие о внезапной смерти Леонида Дмитриевича вызвало у меня шок. Не могу поверить, что больше не услышу его голос, и мы не встретимся... Мы с ним познакомились на репетиции циркового представления. Помню, как после съемок вокруг Леонида Дмитриевича собралось почти все фотокоры из разных изданий, живо обсуждая увиденное, рассказывая друг другу новости. Бакка всегда был душой компании, отлично рассказывал анекдоты, а в работе это был суперпрофессионал. Я его считаю своим «крестным отцом», ведь именно он «сосватал», пригласив сотрудничать с «Днем», а потом не чинил препятствий, когда меня пригласили работать в мэрию Киева. Как фотокор газеты «День» я с Баккой проработал два с половиной года, но мне кажется, что знал Леонида Дмитриевича всегда. Помню, как отправляя на репортаж, бильд-редактор давал профессиональный совет: «Снимайте горизонтально, а с этих фотографий всегда мы сможем вертикальный снимок откадрировать»... К Леониду Дмитриевичу всегда можно было обратиться с проблемой, и он не только внимательно выслушивал и давал дельные советы, но и конкретно помогал. Он был замечательным начальником. Четко ставил задачу, но если, по какой-то причине, у тебя не получалось, то умел подстраховать и выйти из ситуации. Бакка умел похвалить, поддержать, а порой и пожурить за нерадивость. За ним мы, фотокорреспонденты, чувствовали себя как за каменной стеной. Коллеги шутя называли Леонида Дмитриевича «глазами «Дня». Он умел в обыденном заметить «бриллиант». Это был мастер фоторепортажа. Ведь уметь ухватить миг, неожиданный ракурс — настоящий класс фотографа... То, что с каждым годом престиж Фотовыставки «Дня» рос, — во многом было заслугой Леонида Дмитриевича... Его смерть — невосполнимая утрата для бильд-редакции, всей газеты, его друзей, родных и близких.

Ярослав МИЗЕРНЫЙ, студент Национального университета «Острожская академия», участник Летней школы журналистики «Дня»:

— Леонид Дмитриевич, бесспорно, принадлежал к тем фигурам, без которых нельзя представить украинскую фотожурналистику. И не только из-за умения быть чутким и умелым наставником и хорошим руководителем. Это человек, для которого фотография была чем-то значительно более весомым, чем просто работа или профессия. Любимым занятием. Искусством. В конечном счете — жизнью. Иногда создается впечатление, что таким людям способствуют высшие силы из-за их настойчивости, самоотдачи и любви к любимому делу. Именно к ним, как по мне, принадлежал Леонид Бакка.

Работая под началом Леонида Дмитриевича — хотя и, к сожалению, очень недолго — в Летней школе журналистики «Дня», я почувствовал, что имел дело с настоящим мастером, человеком, с которым связана целая эпоха в развитии отечественной фотожурналистики, а соответственно — целая плеяда учеников, которые, я убежден, всегда будут помнить и уважать своего учителя. В конечном счете, пристальные глаза Леонида Дмитриевича были глазами газеты «День», любимой читателями, в частности, и за ее фотонаполнение, которое является одной из изюминок издания и до сих пор было именно таким благодаря неповторимому подходу мастера.

Евгений КРАВС, фотожурналист, Львов:

— С Леонидом Баккой всегда было легко работать. Он сам хорошо фотографировал, а как специалист был достаточно требовательным. Он был очень снисходителен в жизни, но никогда не пропускал в печать фото, не отвечавшее его требованиям. На мой взгляд, он был очень порядочным человеком, держал слово, имел хорошую память — всегда делал то, что обещал, был ответственным человеком.

Сергей ГЛУЩЕНКО, читатель «Дня», Запорожье:

— Что же это за дни... Еще одна смерть — теперь Леонида Бакки. Это был — ЗНАКОВЫЙ ЧЕЛОВЕК нашего «Дня»! Что такое «День» без фотографий своих? Трудно даже об этом говорить — он руководил и объединял именно — ДУХОВНО мастеров фото этой чудесной газеты... Не поленитесь — пересмотрите фоторепортаж об открытии последней Фотовыставки «Дня» 1 октября 2010 года. Все внизу — празднуют, а он — один на балконе сверху — работает... Вообще, почему-то весь мой последний приезд в «День» прошел ПОД ЗНАКОМ этого Человека. 1 октября 2010 г. очень рано — запорожский фирменный поезд приходит в Киев еще затемно, я отправился на Оболонь — в наш «День»... Понятно, что никого в редакции еще не было. Да и день такой — все работники редакции готовятся к вечернему действу, что здесь делать? Пообщался зато со старой своей приятельницей — уборщицей, поливавшей цветы у входа. Потом пошел бродить пустыми коридорчиками нашего «Дня». Очень люблю это делать и хорошо, что никого нет. Вот не устаю повторять, что в редакции своей Лариса Ившина воспроизвела помещение, коридорчики и ступеньки нашей Софии Киевской... Не верите? Тогда немедленно отправляйтесь в самый главный наш Храм, поднимитесь (хоть раз!) на хоры, а затем езжайте на Тимошенко,2л — и сравните... Во всяком случае, прогулка эта будет небесполезной! Так вот, гулял-гулял я в «чреве» нашего «Дня», никого (нужного мне) не увидел и уже выходить задумал на улицу, когда, вдруг, около кабинета зам. главного редактора А. Шеремет — вот он Леонид БАККА! Крупная фигура, мудрое и почему-то очень уставшее лицо... «Добрый день!», — говорю ему я. Он очень сильно всматривается (меня же не знает!) и тоже говорит: «Добрый...» Вот и все. Но для меня весь этот день в Киеве прошел ИМЕННО ПОД ЗНАКОМ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА! Почему-то не мог забыть эту встречу. Даже когда (поздним вечером) в поезд садился, ее помнил. Почему? Сейчас думаю вот как: последние годы своей жизни Леонид Бакка УЖЕ ЗНАЛ, ЧТО ВРЕМЕНИ БЫТЬ ЗДЕСЬ — НЕ ТАК УЖ МНОГО И ОСТАЛОСЬ... Поэтому и спешил научить, передать свой огромный опыт — своим потомкам. Поэтому и сам (своими фотографиями) старался принимать участие в фотоконкурсе. Поэтому и не мог утром усидеть дома — в этот торжественный день... Я сейчас счастлив, что с Ним тогда поздоровался. Хотя, по-видимому, он сам и не обратил на это никакого внимания... Вечная ПАМЯТЬ!

Валерий МИЛОСЕРДОВ, заместитель арт-директора по фото газеты «Сегодня»:

— Мы с Леней были знакомы с 1992 года — с рождения первой негосударственной газеты Украины — «Киевских ведомостей». Бакка был хорошим другом и прекрасным коллегой на нелегкой фотожурналистской ниве. В довольно зрелом возрасте он не просто изменил свою жизнь, а блестяще овладел новой профессией. Вначале он работал лаборантом фотолаборатории в «КВ», но очень скоро сам стал снимать, быстро освоив секреты фотожурналистики, став замечательным бильд-редактором и руководителем. Мы были коллегами в разных печатных изданиях, и хотя Леня был старше, но он оставался молодым душой, и возрастных барьеров никогда не возникало. Работа в ежедневной газете — это жизнь как в колесе, часто без выходных и праздников, но Бакка всегда оставался человеком очень порядочным, добрым и с тонким чувством юмора. Именно юмор помогал ему снимать стрессы, которые возникали в процессе создания газеты. Он умел ладить с людьми и его всегда уважали коллеги.

Николай ЛАЗАРЕНКО, фоторедактор агентства УНИАН:

— Трудно поверить, что добряк и весельчак Леонид больше не позвонит и не предложит собраться на фотопятницу. Бакка умел дружить с людьми разных возрастов. Раз в месяц, по пятницам, после работы он собирал бывших коллег. Это был мальчишник. Покупалась курица гриль, символически выпивали рюмку коньяка и просто общались, говорили о жизни, обсуждали события в стране, соревновались, кто смешнее расскажет историю, приключившуюся с нами, или новый анекдот. Как правило, Леня был первым рассказчиком... Узнав, что он внезапно умер, я искренне жалею, что в последнее время редко приходил на бакковский «огонек», и мы, преимущественно созванивались, помогая друг другу по работе (что-то снять, передать по интернету фото)... Мы познакомились на каких-то съемках в 1995-м. В ту пору я работал в областной газете «Киевская правда», а Леня во «Всеукраинских ведомостях». Мы никогда не конкурировали, быстро сдружились, и я даже не думал, что когда-то буду с ним вместе работать в «Дне». Четыре года, как коллеги по газете, пролетели незаметно, а когда в 2005-м меня пригласили стать личным фотографом Президента Украины Виктора Ющенко, то, видя мои сомнения, Бакка сказал: «От такого предложения не отказываются, и такой шанс бывает лишь однажды. Иди! Справишься! Хотя без тебя нам в бильд-редакции «Дня» будет непросто»... Леня относился ко мне как старший брат, как товарищ и друг, и сегодня я чувствую себя осиротевшим. Ведь на протяжении многих лет фоторедакция «Дня» неразрывно была связана с Леонидом Дмитриевичем. Он был прекрасным профессионалом на работе и «мичуринцем» на даче (под Киевом выращивал замечательный виноград), обожал рыбалку, любил и уважал людей.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ