Носить звание академика по правоведению в возрасте 16—17 лет, согласитесь, не только почетно, но и ответственно, особенно если речь идет о создании собственных научных проектов. Вчера более 40 членов Малой академии наук Украины получили дипломы от министра юстиции Украины Николая Онищука за лучшие проекты в области правоведения. Первым этапом к такому признанию стало участие во Всеукраинской олимпиаде по правоведению, продолжавшейся в течение учебного года. Именно ее победители и получили ценные подарки, а главное — доказали, что они достойны носить звание молодого академика.
Членов Малой академии наук интересует множество правовых проблем. Так, победительницу III этапа Всеукраинской олимпиады Викторию Смуток из Крыма беспокоит статус Севастополя, поэтому в своем проекте она предлагает сохранить город административной единицей Украины и не передавать его России. А выпускница корюковской школы (Черниговская область) Виктория Барман знает, как бороться с детской преступностью: она предлагает смягчить наказания для несовершеннолетних, а вместо заключения привлекать их к выполнению общественных работ. Среди других правовых новаций молодые академики предлагают изменить конституционно-правовой статус Президента Украины, усовершенствовать законы относительно защиты прав интеллектуальной собственности, а также ввести экологические права и обязанности граждан Украины.
Сейчас самое заветное желание победителей олимпиады — получить высшее юридическое образование и начать воплощать свои проекты в жизнь. Как убежден министр юстиции Украины Николай Онищук, на смену современным ученым придет поколение осведомленных и творческих молодых ученых, которых волнуют такие общественные проблемы, как проведение конституционной и судебной реформы, борьба с рейдерством, а также решение земельных вопросов.
Зато президент МАН Станислав Довгий озабочен, что в олимпиадах от академии все меньше участников из сельской местности.
— Ежегодно растет тенденция, что в областных и всеукраинских этапах олимпиады принимает участие небольшое количество учеников сельских школ — в этом году их всего 10%, — продолжил Станислав Довгий. — Лидируют ученики киевских, симферопольских школ и учебных заведений из других областных центров — более 55%, остальные участники — представители районных школ. Это свидетельствуют о том, что у учеников из села очень мало возможностей для раскрытия научного потенциала, поскольку не хватает ведущих специалистов, которые могли бы стать их научными руководителями, а также технического обеспечения. В первую очередь, компьютеров.