Не устаю повторять: главное — это детали. Так случилось, что одна из самых простеньких рубрик «Что хорошего? Что плохого?», которую мы придумали в этом году и поручили делать нашей стажерке, стала любимой для меня, и, думаю, для многих читателей. Ее внешняя незамысловатость позволяет между тем посмотреть на важное для всех и особенное для каждого.
Страну штормило. Ощущение — взрывались глубоководные бомбы. Что-то доносилось наверх, но основная схватка происходила в удаленности кабинетов и резиденций, в кулуарах и в коридорах самой власти. Хотя наверху было очень много ничего не значащего шума. И это было не хорошее и не плохое — это было очень важно. Важно, может быть, еще и потому что эти колебания барометра и вектора — процесс, который будет продолжаться, видимо, и в следующем году. Несмотря на предопределенность курса на НАТО-Евросоюз, довольно много тех, кто хотел бы удержать Украину «в предбаннике». Их немало и среди конкурентов, и среди внутренних «друзей» украинского народа. Принято считать, что в Украине борьба разворачивается между властью и оппозицией. Но можно высказать предположение, что основная линия борьбы проходит внутри самой власти, а оппозиция играет роль хора в греческой трагедии. Тем не менее, украинцы уже научились лучше различать не только цвета, но и оттенки, сумели разобраться, кто за что и против чего... Это поможет уточнить массовые предпочтения в следующем выборном году.
Я считаю, что газета «День» в 2003-м году сделала много таког о, о чем приятно вспомнить, подводя итоги. Это наша юбилейная фотовыставка, которая, кстати, сейчас в Тернополе и имеет очень мощный резонанс. Это и выпущенный каталог по следам наших пяти ежегодных фотофорумов. Не могу не сказать о том, что в 2003-м мы переиздали «Украину Incognita» (ее прошлогодний тираж полностью разошелся), и она вошла в двухтомник со второй нашей книгой, которая также вызвала живейший интерес, — «Дві Русі». По стечению обстоятельств, она увид ела свет перед тузлинскими событиями. Для думающих украинцев это важное чтение для понимания наших отношений с Москвой вообще и того, как они, скорее всего, будут развиваться в следующем году — году 350-летия Переяславской рады.
Мы пытались активно влиять на среду и были инициаторами многих общественно значимых акций, а в других — были одними из активных участников. Достаточно сказать о таком важном событии, как большая дискуссия по волынским событиям 1943 года. 70-летие Голодомора. Собственно говоря, Джеймс Мэйс и акция «Дня» «Свеча в окне» подтолкнули многих к осознанию этой трагедии. Мы также хотели, чтобы люди поняли, что этот украинский счет еще не оплачен. Акция по отмене Пулитцеровской премии была важна для нас еще и потому, что мы хотели бы (насколько это возможно) культивировать требовательность к журналистам и внутри страны. Чтобы помнили: «брехнею світ пройдеш, а назад не вернешся...» Потому и писали о человеке, которого спустя 70 лет хотели лишить премии за вранье. Тем самым это естественным образом влияет на журналистскую среду в Украине. Не всем журналистским сообществом в стране эта тема была подхвачена, но это уже повод для отдельного разговора.
Журналисты «Дня» признательны нашим читателям за то, что между нами существует полноценный диалог и взаимозависимость. Мы извлекаем смыслы из тех событий, которые происходят, и внимательно слушаем реакцию. Очень часто наш требовательный читатель является главным катализатором и заказчиком того, чтобы поиск в газете не останавливался. Накануне Нового года всем, кто создавал «День» вместе с нами, — наша искренняя благодарность и пожелание энергии, процветания в будущем году.
Хорошее было то, что мы не только сохранили давних читателей, старых друзей, авторов, но и приобрели много новых. Среди них, конечно же, студенты и преподаватели Острожской академии и Каменец-Подольского университета. По-новому я открыла для себя Институт журналистики Национального университета... И я чувствую, что журналисты «Дня» прошли, в некотором смысле, стадию «молочно-восковой спелости». Сейчас, когда меня спрашивают, есть ли у вас команда, я отвечаю: гораздо важнее, что в газете работают люди, для которых ключевое слово — «общие ценности».
В плане личном, слава Богу, все мои родные живы и здоровы. Для дорогого мне человека этот год стал годом колоссального испытания новой работой. И я счастлива, что он не только смог овладеть новой ситуацией, но и сумел зажечь веру в глазах тысяч людей.
Что плохого? Плохое то, что мы сами не сумели, не успели сделать. И я думаю, что именно так следует к этому относиться. Следующий год в немалой степени будет таким, каким мы его сделаем и каким хотим его создать. Конечно, в этом есть большая доля высшего промысла, но я бы хотела пожелать нашим читателям, всем, кто ориентируется на стандарты, в которые мы верим, брать судьбу в свои руки. И дружить с теми, с кем хочешь дружить, не подавать руку тому, кому не хочешь подавать. В общем, жить так, как и стоит проживать свою единственную жизнь. Оставайтесь с «Днем»! С Новым 2004-м годом и Рождеством!