Вчера пленарное заседание Верховной Рады так и не началось — спикер даже не пытался его открыть: какой, дескать, смысл, если принимать решения все равно нет возможности? Между тем в повестке дня было много важных вопросов. В частности, должен был состояться День правительства по поводу приватизации объектов социально-культурного назначения и их целевого использования в постприватизационный период. Кроме того, парламент должен был принять решения по ряду вопросов, касающихся выведения из эксплуатации Чернобыльской АЭС и проведения мероприятий на объекте «Укрытие», а также по законопроектам о внесении изменений в закон о высшем образовании, о жилищных, коммунальных и хозяйственных услугах, о погашении задолженности за энергоносители и т.п.
Но «чистая» политика в очередной раз все перечеркнула. В основе внутрипарламентского конфликта — озвученное еще перед Новым годом требование трех оппозиционных фракций аннулировать результаты голосования, в ходе которого был одобрен законопроект о политреформе, с одной стороны, и принципиальный отказ фракций большинства и коммунистов принятое решение переголосовывать — с другой. При этом Владимир Литвин обвинил оппозицию в срыве достигнутых накануне договоренностей по разблокированию работы парламента. «Мы вчера пришли к согласию, но создается впечатление, что некоторые руководители испугались собственной решимости разблокировать работу парламента», — заявил спикер. По его словам, совместными усилиями был выработан проект постановления, которое предусматривало, во-первых, предварительное одобрение законопроектов об изменениях в Конституцию Мороза—Мусияки и Гавриша—Богатыревой. Вторым пунктом предлагалось положения о способе и сроках избрания президента ввести в действие лишь после обсуждения их на всеукраинском референдуме. Компромисс также включал принятие в первом чтении законопроекта о выборах Верховной Рады на пропорциональной основе в редакции оппозиционеров Рудьковского—Ключковского. При этом определиться с высотой проходного барьера для партий и способа формирования предвыборного списка предлагалось конституционной комиссии Верховной Рады. «Вчера за принятие такого постановления были все фракции, за исключением БЮТ. Сегодня утром от этих договоренностей начали отказываться», — сожалел В. Литвин.
В свою очередь лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко заявил в интервью журналистам, что оппозиция будет продолжать блокирование работы парламента, если пропрезидентские силы не согласятся на переголосование изменений в Конституцию в редакции Медведчука— Симоненко.
Показательно, что вчера было сорвано и заседание временной специальной комиссии по работе над законопроектами по политической реформе — большинство ее членов в назначенное время просто не явились. Происходящее в парламенте спикер Владимир Литвин назвал «жесткой борьбой не на жизнь, а насмерть за властные полномочия в Украине». Глава парламента также обратил внимание на то, что блокирование работы парламента не дает возможности решить ряд актуальных и важных проблем, среди которых, в частности, назначение новых членов Центральной избирательной комиссии, чьи полномочия истекают 20 января. «Сегодня есть интерес, чтобы парламент не работал и чтобы его работа была заблокирована», — подчеркнул В. Литвин в разговоре с журналистами, отметив, что «чем дальше мы заходим в противостоянии, тем сложнее нам будет из него выйти, и для этого необходимы будут дополнительные героические усилия». В то же время председатель Верховной Рады выразил сомнение в том, что парламентский кризис чреват роспуском парламента, в очередной раз назвав такие предположения «страшилками». А вот координатор парламентского большинства Степан Гавриш вчера предположил, что 13 января может стать первым из 30 дней, по истечении которых, если заседания ВР не возобновятся, глава государства, согласно Конституции, будет иметь право распустить парламент. С одной стороны, со спикером можно согласиться — депутаты тоже не лишены инстинкта самосохранения. Однако велика ли гражданам-налогоплательщикам польза от парламента, способного работать лишь в интересах самосохранения?