Создание единого экономического пространства России и Украины приведет к более глубокой форме интеграции двух стран, чем сотрудничество в рамках Таможенного союза и зоны свободной торговли. Это высказывание премьер-министра РФ Михаила Касьянова, сделанное в конце прошлой недели в подмосковном пансионате «Бор» на заседании российско-украинской комиссии по сотрудничеству, можно считать знаковым подходом российской стороны. По словам Касьянова, «правительства наших стран, руководствуясь принципиальными договоренностями президентов, ставят целью выработать и постепенно наращивать усилия и взаимодействие для создания единого экономического пространства». Словом, о свободной экономической зоне, введения которой много лет добивается Украина, уже нечего и говорить, поскольку имеется более «правильная» цель.
Между тем украинская сторона, поддерживая заявление глав государств Украины, России, Казахстана и Беларуси о создании единого экономического пространства, в то же время призывала к большей конкретике в переговорах России и Украины. «Необходимо изменить крен от дипломатии в сторону решения конкретных проблем», — подчеркнул глава украинского правительства Виктор Янукович. «Меньше философии, а больше конкретики», — требовал он и указывал на то, что двум странам необходимо заняться вопросами военно-промышленного, аграрного и горно-металлургического комплексов. Столь же конкретно видит единое экономическое пространство первый вице-премьер Украины Николай Азаров. По его словам, первоочередной задачей реализации проекта создания единого экономического пространства Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном является решение вопроса по зоне свободной торговли без изъятий и ограничений, без применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе единых правил конкуренции. Н.Азаров подчеркнул, что решение этого вопроса зафиксировано в протоколе, подписанном по окончании проходившего в Киеве двухдневного заседания рабочей группы на высшем уровне по реализации проекта создания единого экономического пространства.
Уместно ли тут проводить исторические параллели? Путь человечества имеет свойство повторяться. Но каждый новый виток должен вести на более высокий уровень развития. Правда, совокупная спираль истории, неизменно направленная вперед, то и дело может продуцировать ветви, ведущие в ином направлении и повторяющие уже зафиксированные прежде промахи. В быту это называется «еще раз на те же грабли». В украинско-российских отношениях — это Переяславская Рада с последующим поглощением Украины российской империей и Советский Союз, в котором Украине, в лучшем случае, была отведена роль младшего и послушного брата. И вот ныне прорастает новая ветвь...
В подмосковном «Бору» под «масленичные» блины глава российского правительства Михаил Касьянов заявляет о том, что Россия рассчитывает осуществить более широкую интеграцию с Украиной, чем создание зоны свободной торговли. «Российская Федерация, — сказал Касьянов, — не ограничивает свои планы интеграции с Украиной созданием зоны свободной торговли. Это ничего не дает».
По его словам, Россия ставит целью экономическую интеграцию в единое экономическое пространство с едиными налогами и таможенными границами, едиными тарифами, включая тарифы на транспорт и энерготранспортные системы. «Как последний штрих», считает М.Касьянов, экономическая интеграция должна включать единую валюту, что даст ускорение роста валового внутреннего продукта для экономик каждой из стран примерно на 1,5%. По его мнению, именно такая интеграция максимально ускорит рост украинской и российской экономик за счет отсутствия барьеров — как административных, так и экономических. Но это, так сказать, теория, в которой (еще раз процитируем Януковича) слишком много философии. За ней можно рассмотреть также и определенные угрозы для украинской независимости, которой будет довольно трудно ужиться в «одной берлоге» с таким напористым и, действительно, могучим соседом.
Что касается экономической практики и конкретики, к которой призывал украинский премьер, то тут у Касьянова размах существенно меньше. В частности, вопрос о переходе на взимание косвенных налогов при поставках нефти и газа в Украину по принципу страны назначения, по его словам, будет решен только в контексте завершения налоговой реформы в России. «Эти исключения будут оставлены до тех пор, пока российское правительство не завершит уточнения законодательства по налогам и сборам», — сказал М.Касьянов. В принципе, сказал он, ставки налогов должны быть одинаковы для всех, и именно поэтому Россия с 2001 года перешла на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения по всем товарам, за исключением нефти и газа.
При этом один из участников украинской делегации напомнил, что в начале этого года стороны предварительно договорились о подписании соглашения о решении вопроса об НДС на экспорт нефти и газа уже на этом заседании смешанной комиссии. По его словам, Россия должна была отменить НДС на экспорт нефти с 2004 года, и на экспорт газа — с 2005 года. Украинский эксперт считает, что новая позиция российской стороны о поэтапном уменьшении косвенных налогов в рамках налоговой реформы приведет к затягиванию решения проблемы на неопределенное время.
Сходную позицию продемонстрировала Россия и в вопросе военно-технического сотрудничества с Украиной. «Мы хотим понять, что экономика Украины функционирует по тем же правилам и законам, как в Российской Федерации», — пояснил глава российского правительства основы сотрудничества с Украиной в сфере ВПК. По его словам, Россия хочет убедиться, что если ей через 5 лет потребуется беспрепятственно получать продукцию военного назначения, то она может быть уверена в Украине. М. Касьянов отметил, что этот вопрос непосредственно связан с тем, на какой уровень интеграции выходят Россия и Украина. И можно предположить, что зоны свободной торговли для этого будет недостаточно, тогда как единое экономическое пространство с единой валютой может стать для оружейного бизнеса хорошим полем, где, помнится, один деревянный мальчишка хранил свои золотые.