Резкое подорожание газа в стране и неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства вынуждают государство заняться этой проблемой на самом высоком уровне. Так, выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны в пятницу, Президент Виктор Ющенко заявил, что современное состояние жилищно-коммунального хозяйства Украины представляет угрозу национальной безопасности страны. По мнению главы государства, ЖКХ является «ключевой инфраструктурой нации, от режима работы которой зависит политическая стабильность и безопасность».
В связи с этим, Виктор Ющенко предлагает найти «солидарные позиции, которые дали бы возможность всем уровням власти выработать совместный план действий выхода из кризиса».
Несмотря на исключительную важность этой проблемы, премьер-министр Виктор Янукович потребовал снятия ее с повестки дня. Аргументируя это ссылками на статьи Конституции о том, что данная тема является вопросом компетенции исключительно Кабмина. По этому поводу Президент Виктор Ющенко заявил, что данный вопрос может быть снят с рассмотрения при том условии, что Кабмин признает, что не готов отчитаться перед уполномоченным Конституцией органом о своей деятельности. Но после того, как профильный вице-премьер Владимир Рыбак заявил, что они готовы отчитаться, вопрос остался в повестке дня.
Возможно, этот своеобразный «демарш» со стороны премьера вызван опасениями того, что рост тарифов на коммунальные услуги может быть использован Президентом в качестве аргумента для отставки главы Кабмина. Но Ющенко с самого начала дал понять, что политику следует оставить за дверью. Так как цель заседания СНБО — «найти солидарную дорогу реформирования и консолидации коммунального сектора Украины». Политический характер этому вопросу придает только тот факт, что он затрагивает интересы всего населения. Так прокомментировал позицию Президента секретарь СНБО Виталий Гайдук на брифинге по итогам заседания совета. По его словам, СНБО также признал, что уровень выполнения законодательства по вопросам формирования ЖКХ является неудовлетворительным. В этой связи совет нацбезопасности сформулировал перечень задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И в числе приоритетных Виталий Гайдук назвал следующие: развитие рыночных основ в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг путем конкуренции, создание современных форм самоорганизации населения в этой сфере, постепенную замену льгот и субсидий на адресную помощь денежными выплатами и компенсацию стоимости услуг и приведения тарифов на ЖКУ к экономически обоснованному уровню.
Прокомментировать ситуацию, сложившуюся в этой сфере, «День» попросил директора Центра социальных исследований «София», политолога Андрея ЕРМОЛАЕВА:
— Проблемы ЖКХ и проблемы национальной безопасности связывают два аспекта. Первый — социальный. Украина высокоиндустриализированная страна с высокоразвитым жилищно-коммунальным хозяйством. Это прежде всего проявляется в высоком уровне централизации, в частности, в централизованных и развитых коммуникациях, которые испытывают необходимость в высокотехнологическом обслуживании всего этого комплекса.
Кроме того, у нас существует значительное по численности городское население, которое проживает достаточно компактно и напрямую зависит от монополизма и организации системы этого хозяйства.
Все это объективно обязывает государство искать экономические и административные инструменты для постоянного поддержания стабильности и экономической эффективности ЖКХ, так как любой кризис в этой системе, то ли за счет старения инфраструктуры, то ли экономических неурядиц, может привести к ее разрушению. Финансовое банкротство или отказ в оказании услуг населению может стать причиной значительных социальных волнений. Мы уже были свидетелями того, как жители многих населенных пунктов выходили на дороги, пока стихийно и неорганизованно, в связи с проблемами поставок воды или отсутствия тепла. Поэтому кризис в ЖКХ может очень быстро перерасти в высокую протестную социальную активность. А этот процесс, в свою очередь, способен моментально политизироваться и лечь в основу широких социальных волнений.
Второй аспект связан с возможными рисками в плане экономики в этой сфере. ЖКХ потенциально является одним из прибыльных и стабильных секторов экономики, потому что оно связано с платежами населения, причем с платежами достаточно стабильными. И если ЖКХ хорошо организовано на техническом уровне, это прибыльная сфера. Поэтому, по моему мнению, процесс торможения реформ в этой сфере был актом сознательным. Сознательным в плане бизнес-стратегий и среднесрочной ориентации украинского капитала. Одним из элементов такого рода стратегии было ожидание банкротства ЖКХ. Слабое и бедное самоуправление, рутинная, еще советского типа, система организации ЖКХ значительно увеличивали угрозы этого банкротства.
Все это приводило к тому, что и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти реформы не проводились. В результате мы видим, как колебание цен на энергоносители может послужить толчком для принципа домино, в виде повышения цен на коммунальные услуги.
Но здесь возникает другая проблема. Я не исключаю, что возникновение большого интереса к коммунальным предприятиям могут возникнуть не только у отечественного капитала, но и капитала иностранного. А учитывая высокий уровень централизации, участие в приватизации коммунальных предприятий крупных монополистов в городах — это уже не только экономическая проблема. Поэтому в ближайшие год-два мы может столкнуться с обвальными банкротствами коммунальных предприятий, и по периметру Украины в качестве потенциальных инвесторов будут появляться представители не только отечественного бизнеса, но и бизнеса соседних стран.
Возможно, это и не было бы проблемой, учитывая поиск инвестиций и желание работать с внешними партнерами. Но в случае с коммунальным хозяйством приоритетом для государства, на мой взгляд, должно являться формирование сильных коммун, сильных общин, которые распоряжались бы прибылями коммунальных предприятий, укрепляли свое хозяйство. Такое конкурентное хозяйство явилось бы экономическим подспорьем для общины.
Другое дело, если коммунальные хозяйства отходят к внешним монополистам. Тогда это уже не только инструмент экономический, но и политический.
Поэтому, если не сейчас, то через два три года , вопрос можетвстать очень остро. Тем более что примеры этому имеются. Так, в ряде восточных городов уже появились российские компании, готовые инвестировать деньги в коммунальные предприятия городов юго-востока Украины. И это может рассматриваться уже не только как чисто экономическое мероприятие.