Лидеры 27-ми европейских стран съехались вчера в Брюссель, где начал свою работу очередной саммит ЕС. Изначально планировалось, что на саммите будут подписаны документы о принятии Лиссабонского договора и будет избран президент ЕС, сообщает euronews.net. Однако придать Евросоюзу новый статус в этот раз не удастся, придется собираться еще раз. Планы сорвала Чехия. Президент страны Вацлав Клаус отказался подписывать Лиссабонский договор — конституцию ЕС до решения Конституционного суда о соответствии договора конституции Чехии. Конституционный суд Чешской Республики перенес заседание на эту тему на 3 ноября.
Би-Би-Си напоминает, что в прошлом году Конституционный суд уже обсуждал этот вопрос и постановил, что вхождение Чехии в единое европейское пространство на основании Лиссабонского договора не затронет основ независимости страны. Однако один из главных евроскептиков В. Клаус нашел положения, которые требуют новых решений от Конституционного суда. Речь идет о «декретах Бенеша».
В 1946 г. президент Чехословакии Эдуард Бенеш подписал законы, в соответствии с которыми из страны были высланы этнические немцы и венгры. Изгнание этих наций, которое сопровождалось конфискацией их собственности и массовыми убийствами, должно было устранить проблему 1938 года, когда Гитлер предъявил территориальные претензии к Чехословакии, мотивируя это защитой прав немецкого меньшинства в Судетской области.
Теперь чехи опасаются, что потомки беженцев вернутся обратно и потребуют возврата конфискованной собственности. В. Клаус и его сторонники считают, что Брюссель сначала должен дать гарантии (не соответствующие нормам ЕС), что этого не случится.
Стоит отметить, что ЕС уже успел сделать исключения для Великобритании и Польши. Лондону было обещано, что европейские суды не будут считаться судами высшей юрисдикции по отношению к британским. Варшава же взяла слово, что католическую Польшу не будут заставлять признавать однополые браки.
Тем не менее участники саммита не собираются терять время зря и займутся, в основном, выработкой общей позиции по отношению к копенгагенской конференции ООН по изменению климата, пишет euronews.net. Страны ЕС должны преодолеть разногласия по поводу финансовой помощи, которую они должны оказать развивающимся странам для ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов.
К позитивам нынешнего саммита можно отнести тот факт, что власти Словакии не будут выдвигать новые условия по Лиссабонскому договору, что значительно облегчит жизнь членам ЕС. Об отказе от претензий накануне заявил словацкий премьер-министр Роберт Фицоне, хотя ранее он говорил, что Братислава может последовать примеру Чехии.
Несмотря на невозможность избрания руководства ЕС, планируется, что лидеры Евросоюза обсудят кандидатуры претендентов. На пост первого президента ЕС претендуют экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр и глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер, называется и кандидатура премьера Голландии Яна Петера Балкененде. Дебаты обещают быть жаркими, поскольку ни один из признанных претендентов на этот пост так и не смог заручиться поддержкой всех 27-ми стран Европейского сообщества.
Напомним, что пост президента Евросоюза появится после вступления в силу Лиссабонского договора. Предполагается, что президент ЕС будет представлять Европейское сообщество на мировой арене, выполняя более представительские, нежели управленческие функции. Тем не менее, престиж этой должности породил ожесточенную борьбу кандидатов на нее.
За день до начала саммита стало понятно, что экс-премьер Великобритании Тони Блэр, имевший ранее наибольшие шансы занять высший пост в обновленной структуре управления ЕС, фаворитом более не является. Слабым местом британского лейбориста стал тот факт, что он считается признанным политическим тяжеловесом. Сразу восемь государств Евросоюза выступили против его кандидатуры, опасаясь, что энергичный и амбициозный Блэр будет вмешиваться в работу европейских структур, давя на них своим авторитетом.
Польский министр по европейским делам Миколай Довгелевич заявил, что сильные политики на этих постах могут быть угрозой для Польши. Газета Dziennik отмечает, что поводов для опасений два: во-первых, сильный президент и глава МИД ЕС значительно ослабили бы позиции Еврокомиссии, которая зачастую встает на защиту слабых государств. Во-вторых, Польше будет сложнее договориться о более благоприятных для Польши условиях по выбросам углекислого газа в атмосферу. Поэтому Польша не поддержит кандидатуру бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Представитель немецкой Партии свободных демократов, состоящей в правящей коалиции с партией канцлера Германии Ангелы Меркель, также выразил сомнения в том, что бывший британский премьер Тони Блэр является лучшим кандидатом в президенты Европейского Союза. Главный партийный организатор Свободных демократов Йорг Ван Эссен заявил, что предпочел бы видеть во главе Евросоюза представителя страны поменьше, чем Британия.