Вчера начался двухдневный саммит ЕС. Главным вопросом в повестке дня которого станет будущая конституция объединения 25-ти стран. Евросоюз обсуждал этот вопрос на саммите полгода назад, но соглашения не достиг. Как отмечает Би-Би-Си, после недавних выборов в Европарламент, «отличившихся» весьма низкой активностью избирателей, политики многих стран говорят о необходимости любой ценой избежать еще одной неудачи с конституцией. В преддверии саммита Ирландия, которая председательствует сейчас в ЕС, выдвинула пакет предложений о том, как решать спорные вопросы и как лучше достичь исторического соглашения. Однако никто не может гарантировать успех. Любые выводы можно будет сделать лишь по завершении саммита. Тем не менее позиция Ирландии на нем достаточно ясна.
Завершается шестимесячный срок президентства Ирландии в Европейском Союзе. Ключевым моментом этого периода стал День приветствий, который состоялся 1 мая в Дублине в честь вступления десяти новых членов в состав ЕС. Это расширение оставило в прошлом огорчительное разделение Европы, которое имело место в прошлом веке. Расширение, в итоге, завершило пятидесятилетний этап работы Евросоюза, направленный на объединение Европы.
В настоящее время главная задача ЕС заключается в четком определении приоритетов сегодняшнего дня и на будущее. Он должен как можно более тесно объединиться с собственными гражданами, заручиться их поддержкой, акцентируя внимание на том, что совместные усилия европейцев способны ускорить развитие, создать новые рабочие места, победить международный терроризм и сохранить окружающую среду. Союзу следует играть более активную роль в мире, и эта роль должна заключаться не в преследовании эгоистичных интересов, а в совершенствовании тех фундаментальных ценностей, на которых он основан.
Но более всего объединенный Союз нуждается в конституционной и институциональной основе, которая бы соответствовала его устремлениям. На протяжении тридцати месяцев правительства и парламентарии были заняты составлением новой европейской конституции. Незаурядный проект конституции был подготовлен Конвентом под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Главная задача национальных правительств — меня и моих коллег в Европейском Совете — закончить начатую работу. Мы встречаемся в Брюсселе, и наша первоочередная обязанность заключается в достижении согласия по конституции.
В течение некоторого времени существовал консенсус в отношении большей части проекта. Не возникало никаких противоречий по поводу ценностей и задач Евросоюза, включения в конституцию Хартии основных прав или процедуры упрощения законодательных процессов. И это значительные достижения. Однако со стороны национальных правительств отмечается особый интерес в отношении полномочий учреждений ЕС в таких ключевых областях как внешняя политика, уголовное право и налогообложение.
И именно по этим моментам необходимо достичь окончательной согласованности. Многие месяцы двустороннего сотрудничества и переговоров на уровне министров позволили нам свести решение чрезвычайно важных проблем к возможности справедливого и гармоничного урегулирования по всему комплексу вопросов.
Как и на любых переговорах, ключевыми моментами являются временные рамки и политическая воля. В декабре прошлого года, когда была предпринята первая попытка принятия окончательного варианта соглашения, люди просто не были готовы. Принятое в марте решение Европейского Совета о завершении переговоров в течение срока ирландского президентства стало мощным толчком в направлении нашего решения изменить сложившуюся ситуацию. В прошлом месяце я встречался лично со всеми моими коллегами в их столицах. Мы часто общаемся. И я не замечаю никакой нерешительности. Фактически присутствует ощущение того, что мы не можем позволить себе потерпеть неудачу. В сложный для Союза период необходимо показать, что в трудный час его члены в состоянии принять коллективные, хотя и трудные решения в общих интересах.
Не вызывает сомнения институциональная сбалансированность Еврокомиссии, Совета Европы и Европейского парламента. Однако институты власти ЕС подлежат модернизации. Больше последовательности и концентрации усилий будет обеспечено за счет создания поста постоянного председателя Совета Европы и министра иностранных дел ЕС; президентство группы, состоящей из трех стран, будет определено для других подразделений Совета.
Существует также мнение о том, что система голосования в Совете Европы должна быть основана на двойном мажоритарном принципе, с учетом большинства голосов населения и большинства голосов государств-участников. Это логично, прозрачно и обеспечивает необходимый уровень представительства. Однако процедура голосования по двойному мажоритарному принципу должна быть тщательно выверена с тем, чтобы учесть особые заботы всех государств-участников, и при этом гарантируя, что новая система более эффективна по сравнению с предыдущей. Я полагаю, что мы в состоянии решить эту самую сложную проблему справедливым образом.
Задача Комиссии состоит в том, чтобы продвигать повестку дня ЕС, обеспечивая при этом общие интересы. Распространена точка зрения, заключающаяся в том, что «представительность» и легитимность можно достичь путем включения граждан всех государств-членов в состав следующих двух Еврокомиссий, с дальнейшим установлением меньшего количества, основанного на строгой и равноправной ротации.
Существует также необходимость в обеспечении того, чтобы граждане всех государств-участников, как больших, так и малых, были должным образом представлены в Европейском Парламенте. Конституция предусматривает дальнейшее расширение наиболее важных парламентских функций как в сфере законодательства, так и бюджета, при сотрудничестве с государствами- участниками. И в действительности, на первое время важная наблюдательная функция назначается национальным парламентам. Подобные меры сохранят особую специфику ЕС — баланс между ее учреждениями и государствами-участниками, — предлагая при этом укрепление эффективности, результативности и открытости.
Один из главных приоритетов конституции заключается в применении процедуры мажоритарного голосования, которая необходима для ЕС, состоящего из 25-ти (а скоро и больше) членов. Но решения по некоторым особым вопросам по-прежнему будут приниматься только единогласно, учитывая их особую природу. Я полагаю, что мы близки к принятию сбалансированного решения по данному вопросу.
Довольно часто сложные проблемы, возникающие при таких переговорах, представляются как борьба между двумя или несколькими странами или между соперничающими идеологиями. Однако, благодаря собственному богатому опыту переговоров, я знаю, что беседа победителей и побежденных не только не имеет никакого смысла, но и ведет к различного рода заблуждениям. Любая из сторон обязана идти на компромисс, но при этом должна сохранить собственные приоритеты и интересы при заключении окончательного соглашения. Наш успех на этой неделе станет триумфом Евросоюза. Европа представляет собой слияние различных традиций и историй независимых суверенных государств. Но нас объединяет общая вера в то, что уступка суверенитета и сотрудничество являются лучшим — да, пожалуй, и единственным — способом двигаться вперед. Принятие конституции позволит оставить в прошлом огорчительное разделение и предоставит шанс создать единый Союз, который будет работать на благо наших 450-ти миллионов граждан.
Берти АХЕРН — премьер- министр Ирландии.