Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В присутствии шута

14 декабря, 2010 - 19:12

Сюжет британского фильма «Пять моих бывших подружек» (режиссер — Джулиан Кемп) поначалу настораживает: речь идет о тридцатилетнем архитекторе, которому настолько не везет с женщинами, что он решает покончить с собой, наглотавшись таблеток и запив их спиртным. Оставшееся время мы наблюдаем предысторию несчастий героя в тайной надежде, что его жизнь после окончательного выяснения все же не прервется. Однако это не мелодрама. Это комедия без оговорок — черная, интеллектуальная комедия.

В основу сюжета лег роман современного философа Алена де Боттона «Эссе о любви». Де Боттон известен парадоксальным мышлением: название одной из его книг — «Как Пруст может изменить вашу жизнь», также он пишет документальные романы. Собственно, сделавший карьеру на сериалах и телепостановках режиссер Джулиан Кемп и решил создать на экране некое подобие интеллектуальных игр автора «Эссе о любви».

Данкан (Брендан Патрикс) — действительно, хронический неудачник. То ли он не умеет любить, то ли не умеют любить его. Все ситуации, описанные в фильме, типичны для любых отношений. Другое дело, в какую форму удается облечь режиссеру столь обыденный материал.

Фильм снят под явным влиянием известного французского режиссера-изобретателя Мишеля Гондри: злоключения героя показаны как ряд аттракционов — иногда в прямом смысле слова. Кемп максимально разнообразит повествование, меняя стили съемки, вставляет спецэффекты, цитирует классическое кино, благодаря чему достаточно банальная фабула становится действительно интересной. Показывая жизнь Данкана в виде парка развлечений, Кемп сохраняет достаточный уровень иронии: вся гамма ощущений — от гнева до полного самоуничижения — очень узнаваема, не внове для любого, кто хотя бы раз претерпевал неудачи в любви. Кемп и Ален де Боттон, собственно, и вкладывают во всю эту затейливую по форме, но простую по содержанию историю довольно оптимическое послание: не унывайте, как бы вам плохо ни было, это всего лишь Луна-парк, это не навсегда, американские горки всегда можно сменить на уютную карусель с лошадками или даже на комнату смеха.

Многим режиссерам, пытающимся снимать на те же темы, столь здравого и позитивного отношения к предмету явно не хватает, равно как и простым смертным, которым не везет — на данный момент или постоянно — в том, что называется этим туманным словом «отношения». Никто на самом деле нас не мучит — мучим лишь мы себя сами, и прекратить сию растянутую во времени и, по сути, бессмысленную пытку тоже только в наших силах. В конце концов, не только все человечество в целом, но и каждый человек в отдельности расстается со своим прошлым смеясь. А если все мы в наших «отношениях» — герои одной большой комедии, почему бы не посмеяться над собой? Ведь этот вид смеха наиболее полезен, поскольку очень способствует восстановлению даже разбитых на мелкие кусочки сердец.

Да, когда тебя оставили, ты понимаешь, что ты — шут; но ведь у шута власти больше, чем у короля.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ