Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий ПИСАРЕНКО: «Конституционный вопрос объединит не только парламент, но и Украину в целом»

14 мая, 1996 - 19:24

Представители БЮТ на сегодняшний день являются, пожалуй, наиболее активными игроками на конституционном поле. Соратники премьера Тимошенко видят Украину парламентской республикой, с сильным премьером и слабым в части наличия властных полномочий главой государства. Готов ли депутатский корпус к тому, чтобы взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране? Не станет ли сегодняшняя новая Конституция уже завтра источником новых кризисов? Реально ли в атмосфере политического противостояния принять такой Основной Закон страны, который признают представители всех ключевых партийных лагерей?

Конституционные аргументы «за» парламентскую Украину «Дню» привел бютовец Валерий Писаренко.

— Уже несколько столетий прошло с тех пор, как появился парламентаризм в европейских странах, и, думаю и украинские депутаты готовы взять на себя эту ответственность. Более того, украинский парламент уже подошел к тому моменту, когда парламентарии стали более профессиональными. Учитывая тот факт, что сегодня ВР переполнена юристами, экономистами и т.д., на мой взгляд, сейчас как раз пришло время реализовать свой профессиональный долг и взять на себя ответственность за то, что происходит в стране.

— А сдаст ли коалиция конституционный тест, не распадется ли, ведь «первые ласточки» уже отчетливо видны?

— Демократическая коалиция в этом вопросе должна объединиться. Более того, мы ожидаем, что конституционный вопрос объединит не только и не столько парламент, но и Украину в целом.

— Как вы считаете, возможно, с учетом приближения президентской избирательной кампании конституционный вопрос стоит отстрочить во времени до их завершения?

— Заданием, которое мы сегодня перед собой ставим, является не изменение Конституции, а перемены в стране. То есть мы не хотим, чтобы у нас был изменен Основной Закон страны, мы хотим, чтобы у нас прекратились времена кризисов, которые мы чувствуем на протяжении последних нескольких лет. С 2004 года Украина живет в сплошном кризисе. Если бы это касалось только политиков — один вопрос. Но дело в том, что это отражается на всем обществе и люди стали заложниками ситуации, когда политики не могут разобраться между собой кто и за что отвечает. Так вот мы хотим поставить в этом вопросе точку и только после этого, на наш взгляд, можно говорить о строительстве нормального, демократического государства.

— А в атмосфере противостояния, в атмосфере полярных видений ключевыми игроками новой Конституции, реально принять документ, который все бы признали и, главное, — выполняли?

— Эта полярность, как вы говорите, сегодня отражается разве что в политических лозунгах. Это язык, вступление в ассоциации, организации, однако в вопросе единения ради укрепления государственности в стране, я думаю, полярности не будет. Более того, я считаю, что вопрос Конституции не будет содержать вопросы, которые бы раскалывали и политиков, и рядовых жителей страны. А что касается непосредственно полярности видений Конституции, то, я вам хочу сказать, что Основной Закон сегодня утверждается 300 голосами, а это значит, что только при условии голосования и коалиции, и оппозиции можно будет утвердить Конституцию. Это большое дело. Сегодня невозможна ситуация, чтобы, скажем, только политические соратники, единомышленники, утвердили Конституцию. Таким образом, в новой Конституции будут представлены интересы всех слоев населения, которые соответственно имеют свое представительство в парламенте.

— И вы пойдете на ситуативный конституционный союз с Регионами?

— Я убежден в том, что большинство членов «Нашей Украины — Народной Самообороны» поддержат те конституционные предложения, которые сегодня есть в парламенте. Я не исключаю, что позиция определенной части людей, которые не могут жить, чтобы, проснувшись с утра не посмотреть в сторону Секретариата Президента, будет исключением при голосовании по конституционному вопросу. Однако все остальные здравомыслящие политики, которые сегодня видят необходимость поставить точку в системных кризисах, будут голосовать за новую Конституцию. Я прогнозирую, что новая Конституция будет утверждена даже не 300, а 400 голосами.

Конституционный процесс завершится тем, что наша страна прекратит жить одними лишь выборами. На выборы политики будут ходить раз в пять лет, и после этого мы не будем сразу же думать о новых выборах, а те, кто придет к власти, будет работать.

— А каковы гарантии, с учетом менталитета нынешнего правящего класса, что сегодня принятая Конституция завтра снова не окажется «плохой»?

— Знаете, гарантии только в одном. С того момента, как будет завершена конституционная реформа, не будет такого, что за все и вся, что происходит в стране, будет спрашиваться только с коалиции. Идет реальное распределение полномочий, реальное распределение функций контроля между властью и оппозицией. И как только этот процесс будет завершен, власть становится ответственной за каждый прожитый день, а оппозиция получает реальные рычаги, позволяющие ежедневно ставить оценку деятельности власти. Я думаю, что как раз баланс полномочий между ветвями власти и будет гарантией того, что после принятия этой Конституции у нас не будет политиков, которые будут злоупотреблять теми полномочиями, которые им сегодня предоставлены законодательством.

— На ваш взгляд, при той работе ВР, какую мы видим в последние годы, сегодня можно назвать Украину полноценной парламентско-президентской республикой?

— По сути полномочий можно сказать, что да, мы сегодня действительно живем в условиях парламентско-президентской республики. Однако по формальному отношению чиновников к действующей Конституции, я бы сказал, что мы до сегодняшнего дня, даже не одной ногой, а полностью всем, кроме разве что носа, остались в условиях президентской республики. Весьма и весьма жаль, что чиновники не могут отвыкнуть, что им нужно побежать к Кучме или, скажем к другому Президенту и спросить, какое настроение сегодня у батьки. И также очень и очень жаль, что в Секретариате Президента еще не поняли, что, даже если к тебе прибегают и спрашивают, как настроение, не нужно в себе концентрировать те полномочия, которые тебе хотелось бы иметь, а необходимо выполнять то, что ты уже имеешь. Я надеюсь, что когда будет утверждена новая Конституция, мы придем к чисто парламентской модели, но функции Президента останутся такими, которые позволят ему оставаться политическим арбитром для других ветвей власти.

— Некоторые ваши коллеги по фракции недавно ратовали за повышение проходного барьера в ВР. Есть ли это сигналом того, что Украина движется к двухпартийной системе?

— Мы видим, что на сегодня Украина не готова к двухпартийности, а опыт стран, которые живут в условиях парламентской модели на пропорциональной основе, демонстрирует, что эта модель всегда приводит к двухпартийности. Сейчас же, моделируется понятие, что для Украины не нужно останавливаться на отметке двухпартийной системы, поскольку это снижает политическую конкуренцию. Наша конституционная концепция будет вмещать такие нормы, которые создадут условия допуска любых — в том числе и мелких политических сил в украинский парламент.

— Как, на ваш взгляд, отобразится внутренний конституционный вопрос Украины на внешних перспективах нашего государства?

— Что касается европейской общественности да и вообще — международного восприятия тех процессов, которые происходят в нашей стране, я вам хочу заявить совершенно ответственно, как член Совета Европы от Украины: этот вопрос сейчас очень активно обсуждается в Европе, на этот вопрос обращают внимание и за океаном. И Россия очень и очень внимательно наблюдает за тем, что происходит в нашей стране. И вы знаете, все: и на Западе, и на Востоке с удовольствием смотрят на то, что мы пытаемся решить путем консенсуса ту кризисную ситуацию, которая существует на данный момент. Более того, Совет Европы дал рекомендацию Украине, что именно парламентская модель правления будет наиболее эффективной для Украины, как одной из европейских держав. Венецианская комиссия также подтвердила, что как раз парламентская модель наиболее приемлема для Украины, с ее территориальным и государственным строем. Так что мы не находимся в каком-то вакууме, и мы слышим, что по данному поводу говорит мировое сообщество. Вместе с тем, в любом случае мы должны понимать, что не существует идеальной Конституции, идеальной модели правления, и мы не можем постоянно оглядываться и слушать, а что же нам скажут с той или другой стороны. Мы Конституцию будем писать для своего государства, для своих людей, а поэтому мы будем использовать все полезные советы, но не будем делать кальку с других конституций других государств.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ