После нескольких дней молчания глава Нацбанка решил все-таки объясниться с налогоплательщиками. Председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах уверен, что до конца года курс гривни к американскому доллару составит 5,11 грн. за один доллар. Об этом он заявил журналистам в среду. Отвечая на вопрос, кто виноват в резком укреплении гривни — Кабинет Министров или Президент, Стельмах заявил, что Кабмин здесь не при чем, решение было принято в Верховной Раде, которая утвердила бюджет. (В нем, как выяснилось уже теперь, заложен среднегодовой курс 5,10 UAH/USD.) Национальный банк намерен и далее укреплять курс национальной валюты, мотивируя это стремлением минимизировать инфляцию. Похоже, перестало отклоняться от «генеральной линии» и правительство. Такого же, как и Стельмах, мнения придерживается министр финансов Виктор Пинзеник, заявивший, что «5,05 грн. за доллар — это курс, на котором мы можем держаться». По словам министра, снижение роста цен будет в большей мере стимулировать украинских производителей, чем искусственное занижение курса. «В оппозиции» темпам ревальвации — Президент Виктор Ющенко. Ющенко поддержали и банкиры, считающие такой скачок курса ударом по банковской системе.
По словам президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко, скачок курса гривни нанес удар всей банковской системе, поскольку 40% ее активов находятся в валюте. Второй такой скачок банкам перенести будет непросто, и это станет грубой политической ошибкой со стороны правительства. По мнению президента АУБ, коль мы уже выбрали курс на евроинтеграцию, необходимо вести себя как действительно европейское правительство европейской страны.
Украинская банковская система в первом квартале этого года в два раза сбавила темпы и начала тормозить в своем развитии. На пресс-конференции, посвященной итогам работы коммерческих банков в первом квартале года, Сугоняко заявил, что оранжевая революция не закончилась после инаугурации нового Президента, а продолжается и сейчас, переместившись из сектора политики в сектор экономики. Потребность в ней возникает потому, что, несмотря на ожидания, доверие к власти осталось невысоким, а власть в свою очередь не сбавила темпы административного давления. Для банковской системы это аукнулось тем, что заниматься капитализацией банковской системы никто так и не начал.
По мнению А. Сугоняко, несмотря на то, что банки в ближайшие два года смогут увеличить капитал в три-четыре раза, создать надлежащим образом капитализированную систему за счет только своих капиталов они просто не способны — необходима помощь от правительства.
Как ничего не было сделано для капитализации, так ничего не было предпринято и для увеличения степени защиты прав собственника и уменьшения кредитных ставок. Именно с этим в немалой степени связано то, что за первый квартал остатки средств на корсчетах увеличились на 40% — банки не рискуют вкладывать средства в экономику.
Зависшая в воздухе реприватизация, разбалансированное правовое поле и отсутствие со стороны правительства демонстративного уважения к законам и судам, по словам президента АУБ, привело к тому, что в структуре банковских активов кредиты занимают меньшую долю. Кроме того, постепенно меняется структура кредитования — банки с меньшей охотой дают долгосрочные кредиты, отдавая предпочтение краткосрочным. Таким образом, они, не видя конкретных перспектив на будущее, пытаются смягчить степень риска. Но при всем этом количество активов в первом квартале выросло на 5,3% по сравнению с этим периодом предыдущего года. По словам А. Сугоняко, темпы роста активов банковской системе удалось восстановить, однако четыре месяца банки потеряли.
А. Сугоняко отметил, что если украинскую экономику до конца года не потрясут очередные глобальные изменения, к концу года рост депозитов станет просто фантастическим и наберет невиданные дотоле темпы. Однако сбудется ли этот прогноз, пока неизвестно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что, несмотря на свои обещания, правительство и Нацбанк, по словам Сугоняко, не дали банковскому сообществу единой схемы работы экономики и программы развития банковской системы.