Завершившийся в начале текущей недели визит премьера Виктора Ющенко в США следует назвать успешным хотя бы по той простой причине, что он вообще состоялся. Впрочем, успешным он оказался еще и потому, что премьер не только получил заверения в поддержке, но и достиг тактического выигрыша в большой игре под названием «Финансовая помощь украинским реформам».
Звучавшие во время практически всех встреч слова о том, что «отношение к Украине будет зависеть исключительно от темпов проведения экономических реформ», очевидно, были адресованы не только непосредственным участникам переговоров, но символизировали политическую поддержку премьеру, дефицит которой стало ощущать правительство у себя на родине.
Определеннее всего высказался президент Мирового банка Д.Вульфенсон, отметив, что сегодня в Украине ведется борьба между реформаторскими силами и теми, кто «лишается в результате реформ льгот и привилегий, существующих годами», причем эти силы прибегают к любым возможностям противостоять действиям правительства, в частности, на международной арене. Не исключено, что этими словами Виктору Ющенко дали понять, что международные финансовые организации с пониманием относятся к другой волнующей премьера проблеме, решение которой также было одной из главных целей его американского турне. Другими словами, возобновление кредитных отношений с МВФ и МБ будут зависеть от конкретных и осязаемых политических решений (не только и не столько от имени премьера), которые называются «приватизацией, реформами в энергетике и сельском хозяйстве». Что же касается конфликтной ситуации, не позволившей премьеру посетить США около двух месяцев назад, то ее благополучное решение кажется вполне реальным. В понедельник в Вашингтоне премьер-министр Украины Виктор Ющенко, глава Нацбанка Украины Владимир Стельмах, министр финансов Игорь Митюков дали разъяснения директорам Международного валютного фонда от стран «Большой семерки» и России по поводу итогов первого этапа аудита деятельности Нацбанка Украины. Следующий этап — позитивное решение Совета директоров МВФ. По этому поводу министр финансов Игорь Митюков сказал: «Будет хорошо, если подтвердят (директора МВФ. — Ред. ), что никаких незаконных операций не было, что никакой политической или частной выгоды никто от этих операций не получил, что Украина сделала все необходимое, чтобы эти недоразумения, возможно, ошибки, не возникали в будущем».
Напомним, в аудиторском докладе PricewaterhouseCoopers, представленном в МВФ, говорится, что Национальный банк Украины осуществил серию нелегальных операций, которые привели к завышению размеров его реальных резервов иностранной валюты более чем на 700 млн долл. на конец 1997 года. Проверка показала, что Национальный банк Украины совершил 21 нелегальную трансакцию, при этом о семи из них на сумму $340 млн. МВФ не знал до ее проведения. Это привело к завышению резервов, составлявших в сентябре 1997 года $391 миллион, а в декабре 1997 — $713 миллионов. В то время, как Украина преувеличивала свои резервы в конце 1997 года, МВФ предоставил три транша на сумму около $200. Общая сумма средств, привлеченных к тайным операциям, позволившим стране ввести в заблуждение МВФ и получить от него кредиты, составила $1,28 млрд. По данным PricewaterhouseCoopers, превышение размеров валютных резервов банка варьируется между $391 млн. в сентябре 1997 года и $713 млн. в декабре 1997 года. Многие эксперты предсказывают, что МВФ не остается ничего другого, как обязать Украину вернуть фонду часть или всю сумму тех кредитов, которые были получены ею в результате этих операций. Однако, по словам министра финансов Украины Игоря Митюкова, во время переговоров в США вопрос о необходимости возвращения кредитов не подымался. Таков, собственно, «компромат». Впрочем, ряд других выводов аудиторов, нейтрализующих компромат, могут стать основой решений Совета директоров, на которые рассчитавает украинская сторона.
Не менее важные детали доклада PricewaterhouseCoopers, которые были как-то обойдены вниманием комментаторов, но которые также влияют на эпопею с возобновлением кредитных отношений с фондом, состоят в следующем. Во-первых, аудиторской фирме не удалось собрать информацию о всех сделках, которые осуществляли коммерческие банки с активами НБУ, потому что те просто не отреагировали на просьбы аудиторов. Во-вторых, все активы НБУ, за исключением суммы в 15 млн. дол., чего НБУ и не скрывал, были ему возвращены. В-третьих, «незаконного присвоения» активов замечено не было. Для МВФ эти два вывода исключительно важны. И, наконец, в- третьих и в главных, информацией о доходах с инвестиций (в пользу третьих юридических лиц) и способах их использования (т.е. о ключевой проблеме разгоревшегося скандала) аудитор не владеет и, похоже, вряд ли когда-либо будет владеть. Последнее обстоятельство играет на руку украинским чиновникам.
Что касается претензий к качеству и результатам аудита, то они были запрограммированы заранее. С одной стороны, аудит не должен давать политические, правовые, моральные и т.п. оценки банковским операциям. С другой — аудиторам нельзя предъявить претензий по поводу того, что «расследование» некачественно, поскольку не соответствовало международным бухгалтерским стандартам. В тот период банковская система страны только начала поэтапно на них переходить (и переходит до сих пор). Согласно методике проведения операций, которую в соответствии со стандартным договором с МВФ использовал НБУ, вина руководства Нацбанка не безусловна. Более того, с середины 1998 года управление валютными резервами было значительно улучшено (что подтвердили «помощники» из МВФ), а их реальная стоимость была значительно уменьшена. Это случилось как раз после того, как НБУ публично признал (уже после того, как об этом стало известно МВФ) факты использования «двойного» счета при оценке резервов. Кстати, премьер подтвердил, что «гармонизация» подходов Киева и МВФ к оценке балансовых позиций была окончательно завершена лишь в конце 4 квартала 1998 года. Это позволило сторонам в дальнейшем избегать подобных расхождений, в частности, в оценке резервов.
Таким образом, итог нынешнего этапа «гармонизации» взаимоотношений с Соединенными Штатами вообще и Международным валютным фондом, в частности, будет так же, как это было неоднократно, определяться политическими интересами всех вовлеченных сторон. Поскольку главное «техническое» препятствие, судя по словам министра финансов снято: «Мы сегодня не услышали каких-либо предостережений относительного того, что возобновление программы EFF или переговоров вообще должно состояться после второго этапа аудита. И я считаю, что в этом есть позитив».
Комментарии читайте на стр. "День Украины"