Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВЕРТЕП: театр жизни

3 января, 2003 - 00:00

Дословно «вертеп» — макет церковки, шире — один из видов фольклорного театра, характерного для многих европейских стран с христианским вероисповеданием. У украинцев такое явление известно под названием вертеп, яселки, бетлегем, райок; у русских — петрушка; у белорусов — батлейка, остлейка, вяртеп; у поляков — шопка; у чехов и словаков — бетлем.

Украинское Рождество приходит после сочельника между 6 и 7 января. В старину тогда праздновали Коляду — рождение Солнца, — которую впоследствии христианская церковь приурочила к появлению на свет Иисуса Христа. Но в большинстве областей Украины все же колядуют, а вот на Закарпатье, Львовщине, Ивано-Франковщине вертеп становится все более разнообразным.

— В закарпатской Украине, — говорит известный в крае активный фольклорист, кандидат филологических наук, автор обстоятельного издания «Закарпатський вертеп» Иван Хланта из Ужгорода, — отличились в первую очередь греко-католические священники. Они как раз постарались кодифицировать явление, очертить границы возможного и разрешенного с точки зрения клира. Такое вмешательство в развитие народной драмы имело под собой прочный фундамент, ведь триумфальный поход вертепа по Европе начался где-то в IХ веке из церквей — твердыни христианства, из великого Рима. Поэтому неслучайно отец Евгений Фенцик из Ужгорода в 1893 году на страницах литературно-духовного журнала «Листок» поместил литургическую проповедь, приуроченную к рождественским праздникам. В проповеди речь идет о специфике и сущности события, в частности, четко обозначен исходный термин: Иисус родился в яслях вифлеемского вертепа. Последним священник называл что-то вроде пещеры с маленькой крышей, куда на ночь загоняли скот. Именно так объяснял автор... А в общем вертепные представления — это мистерии- драмы, где в лицах изображались библейские сюжеты или события из земной жизни.

Сам вертепный ящик галичане называли «вертепом», «часовенкой», «яселкой», «шопкою», а закарпатцы — «вертепом», «часовенкой», «бетлегемом», «вифлеемом» (последние два названия перекликаются с местом рождения Христа — Вифлеемом. — Авт. ). Ящик же собственно ассоциируется с его содержимым — деньгами. Зимой 1942 года сам Леонид Кравчук колядовал с ровесниками в поддержку Украинского Красного Креста. А закарпатский поэт Василий Гренджа-Донской писал в 40-х о некоторой попытке государственности в Закарпатье — Карпатской Украине, провозглашенной 15 марта 1939 года и задушенной венгерскими фашистами. Тогда, по его свидетельству, погибли сотни членов боевого образования при этом кратковременном государстве — Карпатской Сечи. Для повышения ее боеспособности собирались средства в течение Рождества 1939 г. Молодежь из села Лозянское наколядовала с этой целью приличную сумму — 12 000 чешских крон.

Иван Хланта свидетельствует:

— Ныне вертеп оживает. Заметна, скажем, эволюция ящика-церковки, которую носит на Рождество ученическая группа из Туричковской школы Перечинского района или из села Клячановое на Мукачивщине. А в Зубовце неподалеку от Мукачева обычно дед с бабой, черт и другие персонажи развлекают: бывает, достается девушкам. Их и обцелуют, и разрисуют. Или черт «ненароком» стянет домашние колбасы или большую сулею с вином.

Наиболее стремительное развитие вертеп получил за годы независимости. В селе Худлеве Ужгородского района вертепники со стажем собрали на сходку молодую общину, по крупицам вспомнили свои молодецкие игры, словесную и действенную их канву, и пошли опять на Рождество из хаты в хату веселые колдуны... Нет уже в крае ни одного села, где бы не ходил на сочельник вертеп. Следует при этом заметить, что вертепное действо вращается не только вокруг стержневого образа Христа, — здесь есть и параллельная попытка в образах черта (Ирода), деда высмеять недостатки местной власти. А для нее такое отношение односельчан язвительнее, чем фельетон в райгазете.

... Композиция разыгрываемой рождественской пьесы проста, в ее основу положен евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа. Дева Мария родила сына (мессию) в пещере (вертепе), куда на ночь загонялся скот. На небе вспыхивает ясная звезда. Цари-волхвы идут поклониться младенцу. При известии о рождении Христа царь иудейский Ирод очень опечалился и задумал уничтожить потенциального врага. Волхвы обещали коварному Ироду рассказать о подробностях встречи с Сыном Божьим, но ангел посоветовал им идти домой другим путем, чтобы они не стали соучастниками злого намерения. Повивальнику же Иосифу ангел приказал убегать с Марией и Сыном в Египет. Но разозленный Ирод приказал там уничтожить всех младенцев. Так гласит Новый Завет. Однако в библейском рассказе нет некоторых эпизодов, характерных для вертепной драмы. Они позаимствованы из апокрифов, где канонические евангельские рассказы толковались в языческом народно-бытовом духе. Быстрая смена сценических ситуаций, комичных, порой импровизированных, диалогов делает вертеп живым неповторимым действом.

А самая интересная (самая моральная!) особенность закарпатского вертепа, которая как раз делает его фактом общечеловеческого гуманизма, — это то, что гуцулы не гнушались посещать с представлениями римокатоликов — преимущественно венгров — на их Рождество (перед Новым годом. — Авт. ), а тех наши славяне любезно принимали с их национальной драмой, и одаривали на свой сочельник. Не существовало каких- то разграничений и среди украинских закарпатцев — между православными и греко-католиками. Наоборот, считалось, что, несмотря на причастность к разным конфессиям, нужно, чтобы было побольше поздравляющих с грядущим, стопроцентно светлым, годом. Ведь более щедрым для каждой поздравленной семьи будет будущий год.

Василий ЗУБАЧ, Ужгород
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ