Послевоенная Франция провозгласила приоритет культуры во всех сферах жизнедеятельности. Поставила высокие ориентиры национальной, европейской, мировой культуры в своих экономической, политической, патриотической доктринах и французской демократии в целом. Привычное словосочетание «немецкое качество», «японское трудолюбие», «китайская церемония», в данном случае звучит чарующе и масштабно: «французская культура». Так же, как и традиционные национальные Дни культуры, теперь уже всегда ожидаемые нами, как Французская весна в Украине.
Синий в разноцветных шариках круг пригласительного, как выяснилось к вечеру, предвещал планетарные мотивы уличного спектакля «Ловец луны».
Посол Франции в Украине Жан-Поль Везиан и заместитель главы Киевской городской государственной администрации Виталий Журавский оба на двух языках — украинском и французском — приветствовали собравшихся в Павильоне «Киевская Троянда» на фоне «Башни аппетита». Впрочем, это смысловых цветов пирамидальное сооружение из трех обелисков, густо украшенных воткнутыми в них канапе с сыром, виноградом, морковью, марципанами, имело количество смыслов, возведенное прекрасным французским вином в значения бесконечности.
Вечер не пришел, а нагрянул. И в темноте центральной площади Городского парка из полукруга земного шара восстал серебряный нимб, который обычно мы называем Аркой Дружбы народов, уже давно не только русского и украинского.
Помнится в рамках фестиваля «Київ травневий» 2005 года сюда же к гигантскому экрану собирал тысячи зрителей чешский видеоарт. Лет пять назад Французский культурный центр изучал мнения для формирования концепции своих культурных акций в Украине. Автор этих строк сетовал на полное отсутствие уличных спектаклей в Киеве, несмотря на популярность этого жанра во всем мире.
В разные годы фестиваль «Київ травневий» представлял уличные театры «Чешский уличный театр КВЕЛБ» (Чехия), Компания «Брют де Бетон продюксьйон» (Франция), театр «СИЛЕНСЕ» (Италия). Но только государственной культурной программе Франции оказалось под силу показать такие мощные уличные действа, как «Спектакль огня» (2005), «Под конец Одиссеи» (2006) и, наконец, 29 марта 2008 года «Ловец луны».
Все его персонажи (наполненные гелием фигуры) действуют в воздухе над зрителем. Главный герой головой к земле, как по тверди небесной, идет, бежит вслед за лунным ликом возлюбленной. Лик этот, как и все другие формы на тросах, водят актеры в масках, быстро передвигающиеся среди зрителей. А когда фигура большая, несколько ведущих, координируя свои действия по радиосвязи, делают ее бойко действующей разными частями, а порой даже взаимодействующей со зрителями.
В небесном океане, куда мы попадаем вслед за героем, невинных рыбок от нападения огнедышащего дракона, спасает появление четырехгрудой русалки. Любовь и чудовищ делает прекрасным, — понимаем мы. Появляющиеся после этого многоликие — о десяти глазах каждая головы — то ли плод их страсти, то ли небесные надзиратели, направляющие к нам легкокрылую Деву. Она живет в кольце под шаром, на котором вытатуированы изображения мужчины и женщины. Подталкиваемая дланью Творца (это самостоятельный персонаж, шевелящий всеми пальцами), она попадает то ли в челн любви, то ли в спасительный Ковчег, в котором направляется к любимому. Их встречи мы не увидим. Но разбросанные ею с высоты кружочки бумаги, словно, метка для встречи с любовью, достались каждому, кто, направив свой взгляд в небеса, укреплялся мыслию спектакля о торжестве Великого Чувства.
Так же, как круг пригласительного, этот белый кружочек одновременно оказался символом Планеты, на которой живут все люди, и личной Планеты Любви каждого сущего на Земле. Планеты эти неразделимы, как неразделима и объединяющая их любовь.
Французская весна пришла в весну Украины.