Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виды на сезон

Украина планирует туристический «блицкриг»
5 апреля, 2003 - 00:00

За прошлый год туристические предприятия принесли в бюджет столицы более 50 млн., а гостиничные — около 100 млн. гривен, туристическая отрасль в целом дает работу 15 тысячам горожан (еще 60 тысяч рабочих мест дают смежные отрасли), отметил в ходе совместного заседания Киевгорадминистрации и Государственной туристической администрации, посвященного перспективам туристической индустрии в столице, первый заместитель мэра Иван Данькевич. Однако несмотря на то, что развитию данной инфраструктуры в Киеве другие города и регионы государства еще могут позавидовать, КПД работы отрасли мог бы быть значительней. Туристическая привлекательность — бесспорна: на территории города расположено около 2 тысяч памятников культурного наследия (из них 39 — международного значения), 33 театра и студии, 32 музея с уникальным коллекциями, два климатических курорта: Пуща-Водица и Конча-Заспа. Глава Турадминистрации Валерий Цыбух назвал Киев и одной из самых безопасных столиц мира, что явно немаловажно. Вместе с тем, «технические нюансы», от которых зависит успешная работа отрасли, отрегулированы незначительно, что, собственно, является проблемой всеукраинского масштаба. Ведь в Москве количество отельных мест на тысячу человек составляет 9, в Париже — почти 40, то в Киеве — лишь 6, а по Украине — и вовсе 2. Процветает бизнес неучтенных налоговиками бабушек, предлагающих на вокзалах квартиры «по дешевке». Ведь документ, призванный узаконить деятельность 30 тысяч (по некоторым оценкам — все 50) этих альтернативных объектов размещения даже не разработан. Отелей же, как говорилось, маловато, а цены — не для среднего туриста.

Представители крупнейших сетевых отелей, конечно, бросали заинтересованный взгляд на украинский рынок, но сотрудничество так до сих пор и не сложилось: не хотят западные бизнесмены платить украинские налоги и проходить такую сложную систему регистрации — бюрократическая процедура, во время которой нужно, по словам В. Цыбуха, пройти около 100 инстанций, занимает порою полтора года. Благо, некоторое послабление отрасли пришло с отменой гостиничного сбора (в некоторых отелях, напомним, он составлял 20% стоимости проживания) и введением единых тарифов в гостиницах для иностранцев и граждан страны. Очередным жестом понимания проблем (и несомненных перспектив!) отрасли со стороны законодателей должна стать отмена налога на землю под строительство гостиниц, инвентаризация гостиничной базы и подготовка предложений по приватизации тех из них, которые работают неэффективно и являются для госбюджета дополнительной «ношей», считают в Гостурадминистрации. «Налоговые каникулы» для туристической сферы — не украинское «ноу-хау»: это практикуется во многих государствах. И если уж вопрос безвизового въезда граждан тех стран, которые не создают проблему с нелегальной миграцией, пока еще не решен (что, к слову, обходится Украине потерей потенциальных 50 млн. долларов ежегодно), то, по крайней мере, столичному аэропорту «Борисполь» не помешал бы консульский пункт Министерства иностранных дел — пользу от этого шага уже ощущают аэропорты «Одесса» и «Симферополь», непосредственно на месте открывающие туристам визу на 8 суток. Однако визовые препятствия на пути иностранного туриста устраняться будут явно долго и «со скрипом» — с Гостурадминистрацией не вполне согласен Госкомграницы. Что тут говорить, когда идея увеличить срок действия визы для иностранцев до 14 суток воспринимается как революционная! За день до заседания в Киевгорадминистрации о готовности к туристическому сезону докладывали столичным журналистам крымчане. Из хороших новостей — принятая правительством программа развития Крыма, спецуказ Президента о некоторых мерах по развитию туристической и курортно-рекреационной сфер, открытие вышеупомянутых консульских пунктов в аэропортах.

А также готовность принять в этом году еще большее число граждан (за минувший год — 1млн. 100 тыс. отдохнуло по путевкам, всего же Крым принял около 5 млн. туристов) — несмотря на скромные фразы крымчан в духе «на чужом несчастье своего счастья не построишь», отказ туристов ехать в страны, близкие к войне в Заливе, явно помогут привлечь внимание к отечественному курорту. Во всяком случае, информационная война между российской и украинской курортными зонами, по словам В. Цыбуха — в самом разгаре: соседские СМИ всячески отвлекают внимание от Крыма, указывая на его недостатки. Однако, как бы ни хотелось дать отпор всем «черным пиарщикам», недостатков действительно немало. При этом рассчитывать на контрмеры — рекламу Крыма за границей не приходится: дай Бог, по образному выражению В. Цыбуха, чтобы предусмотренные на этот год $2 млн. на «формирование имиджа страны» позволили прорекламировать Крым в Украине. Для сравнения, только на пропаганду своих преимуществ Турция выделяет $65 млн.

В регионе успешно соперничают с «официальными» объектами размещения теневики — мешают все те же неадекватность материальной базы и отсутствие правил регистрации из-за чего крымский туризм теряет миллионы: 100 млн. полученных в бюджет от курортно-рекреационной сферы — это приблизительно одна восьмая реального ее дохода. Если состоянию дорог, по словам Министра курортов и туризма АРК Александра Таряника, можно ставить отметку «относительно неплохо», то транспортная проблема вызывает беспокойство. В советское время в Крыму было 32 маркированных туристических маршрута, в 90-х — все это стало невостребованным. Из- за неурегулированности в этом вопросе пешему туристу основательно портит крымский отдых система пошлин — за поставленную палатку, за разведенный костер и так далее до бесконечности: за два метра от моря лесники берут «мзду» за «свою территорию». Вызывает беспокойство и приватизация побережья — в данный момент в Крыму работает комиссия, которая выясняет, что, когда и кому было продано.

Прогнозируют и некоторое подорожание крымского отдыха. В Автономной республике введен налог для владельцев недвижимости, и при этом никто не подумал о том, что некоторые объекты размещения владеют сотнями квадратных метров площади. Предполагается, что цена путевки может подняться на 10—15%.

Тем не менее, крымчане прогнозируют, что сезон будет успешным. Тем более, что пропаганда туристических возможностей Украины даже при скудном бюджете дает первые плоды — недавнее участие в самом престижном форуме планеты, Международной туристической бирже в Берлине стала, по словам В. Цыбуха «туристическим блицкригом». По неофициальному рейтингу организаторов, украинский стенд занял шестое место — всего было задействовано 181 государство.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ