Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ХАНДОГИЙ: Обращение Украины к НАТО для консультаций по Тузле — возможно

23 октября, 2003 - 00:00


Генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон во время визита в Киев 20 октября сделал три заявления по поводу ситуации вокруг острова Тузла. В первом говорилось, что Киев и Москва должны урегулировать вопрос на двухсторонней основе. Во втором он обратил внимание на необходимость мирного решения. В третьем сообщил, что обсудит проблему с министром иностранных дел России Игорем Ивановым во время визита в Москву. Удастся ли ему это сделать? Может ли Украина обратиться за помощью для разрешения «тузлинского кризиса» к Альянсу? Об этом, а также о том, каковы сейчас и какими могут быть отношения Киева с Организацией Североатлантического договора в интервью с главой Миссии Украины при НАТО Владимиром ХАНДОГИЕМ.

— В Украине надеются на более активную реакцию НАТО на события вокруг Тузлы. Считаете ли вы, что позиция относительно дамбы, высказанная генсеком Джорджем Робертсоном во время визита в Киев, адекватна остроте ситуации? Экс-посол Украины в Румынии Антон Бутейко в одном из своих комментариев выразил разочарование по этому поводу. По его словам, «назревающий между Украиной и Россией конфликт рассматривался (Робертсоном. — Авт. ) так, словно это конфликт между Житомирской и Ровенской областями».

— Джордж Робертсон абсолютно адекватно отреагировал на ситуацию. На сегодня, действительно, вопрос Тузлы находится в плоскости двухсторонних отношений между Украиной и Россией. Я, скажем, не слышал заявления Генерального секретаря НАТО о том, что он готов говорить с Игорем Ивановым. Собственно, об этом никто Робертсона не просил. Если не ошибаюсь, Робертсон будет находиться в Москве в тот же день, что и Иванов в Киеве — 30 октября. Хотя я не исключаю, что Робертсон, как и кто- либо, может поинтересоваться у российской стороны о ситуации вокруг Тузлы. Мы со своей стороны постоянно информируем не только НАТО, но и правительства государств, где аккредитованы наши дипломаты. Робертсон заметил, что вопрос Тузлы должен решаться на двухсторонней основе мирными средствами. Другого заявления генеральный секретарь и не мог сделать. Все зависит от реакции украинской стороны. Именно Киев при необходимости должен задействовать международные механизмы. Какие? В вопросе с Североатлантическим альянсом мы должны быть взвешенными, поскольку Украина пока что не является членом НАТО. Однако мы является членом ООН. Это — универсальная организация. Мы помним 1993 год, когда Украина обратилась в СБ ООН после решения российского парламента по Севастополю...

— Но сейчас другая ситуация. Десять лет назад Борис Ельцин раскритиковал российских депутатов, а сегодня Владимир Путин молчит. Известно, что Россия в СБ ООН имеет право вето. В 1993 году она им не воспользовалась...

— Ситуация другая только в том, что Россия тогда поддержала заявление СБ ООН. Возможно, что Россия заблокирует обращение Украины. При таком развитии событий у нас будет возможность соответствующим образом оценивать и ситуацию. Тогда в действие вступят другие механизмы. Но прежде всего — СБ ООН. Затем есть пять гарантов территориальной целостности Украины.

— Среди них — Россия...

— Да, но есть еще четыре других. Реакция НАТО — адекватна. В Альянсе следят за этой ситуацией. Очевидно, они будут готовы ответить на просьбу Украины.

— Теоретически Украина как партнер может обратиться к НАТО за поддержкой?

— Возможно. И не просто как партнер. В Хартии об ОСОБОМ (на этом слове дипломат сделал акцент. — Авт. ) партнерстве между Украиной и НАТО, которая была подписана в 1997 году, существует положение о том, что в конфликтных или проблемных случаях мы можем обратиться к Альянсу для консультаций. То есть теоретически обращение возможно. Собственно говоря, другие государства делали это и раньше. Например, в Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) входят как государства- партнеры, так и государства-члены. Во время заседаний СЕАП высказываются различные позиции, в том числе и по проблемным вопросам. Эти вопросы выносятся на рассмотрение, хотя, понятно, что у СЕАП нет полномочий по принятию решений. Он является форумом для обмена мнениями. Но это тоже важно. Поэтому формально Украина имеет основания для обращения. Какая будет предоставлена реальная помощь? Это уже другой вопрос. Понятно, лучше — и это все отмечают — решать проблемы на двухстороннем уровне.

— Ситуация вокруг Тузлы может повлиять на евроатлантическую интеграцию Украины? В уставных документах НАТО говорится, что страна, претендующая на членство, должна урегулировать все пограничные вопросы...

— Это гипотетический вопрос. Не думаю, что проблема дойдет до такой стадии. Пока что Россия строит дамбу на своей территории. Когда возникнет ситуация с нарушением линии государственной границы, тогда и будем в соответствии с ситуацией рассматривать различные варианты. Я не думаю, что это каким-то образом влияет сегодня на евроатлантический курс Украины. Я наоборот считаю, что будет больше оснований активнее реализовывать избранный курс.

— В Украине политики говорят, что «тузлинский кризис» должен стать поводом для денонсации договоренностей с Россией о пребывании в Крыму Черноморского флота...

— Я не комментирую заявления украинских политиков. Я — государственный служащий и дипломат.

— Но насколько это возможно?

— Теоретически инструментарий реакции на соответствующие действия очень широкий. Однако денонсации, демонстрация силы — это все из арсенала чрезвычайных средств.

— Известно, что в начале декабря в Брюсселе состоится очередное заседание комиссии Украина — НАТО (КУН). На нем должны обсудить выполнение Киевом Целевого плана. Какие «активы» на этой встрече сможет представить украинская делегация?

— Действительно, в начале декабря состоится два заседания КУН. Одно — на уровне министров иностранных дел, а второе — на уровне министров обороны. Декабрьские заседания дают возможность подвести итоги пройденного пути евроатлантической интеграции. Главный пункт повестки дня этих заседаний — оценка выполнения Плана действий и Целевого плана Украина — НАТО. Нужно сразу сказать, что этим заседаниям будет предшествовать еще ряд важных встреч. В частности, 5—6 ноября состоится совместное заседание политического комитета и политико-военного руководящего комитета НАТО. На этой встрече у экспертов будет возможность обсудить состояние выполнения обязательств Украиной. Их рекомендации пойдут на утверждение на министерском уровне. Речь идет о довольно сложной процедуре оценки, что свидетельствует о заинтересованности НАТО в Украине. НАТО относится к наблюдению так же серьезно, как относится серьезно к выполнению взятых обязательств Украина. Я считаю, что мы достигли значительных позитивных результатов в выполнении Плана действий. Чтобы не быть голословным, напомню положительную полугодовую оценку НАТО по поводу выполнения Украиной Плана действий и Целевого плана накануне заседания министров иностранных дел в Мадриде. Альянс тогда отметил в соответствующих документах позитивные шаги, которые Украина делает на пути выполнения Планов. Поэтому у меня есть все основания считать, что годовая оценка будет такой же положительной. Безусловно, говорить о 100-процентном выполнении обязательств сложно. Еще многое нужно сделать. Напомню, что в Целевом плане прописано более 250 пунктов. Пока что мы не проводили подсчеты, сколько пунктов уже выполнено. Но мы можем сказать, что большинство позиций в той или другой степени реализовано.

— Какие позиции из Целевого плана вы бы отнесли к «слабым местам» Украины?

— «Слабым местом» может быть решение вопроса об отмывании грязных денег, поскольку Украина остается в «черном списке» FATF. Ставилась программа-максимум — изъятие Украины из этого перечня. К сожалению, этого пока что добиться не удалось. Но мы надеемся, что это станет возможным в начале следующего года. Поэтому с формальной точки зрения можно считать, что мы одну позицию из Целевого плана не выполнили, но все прекрасно понимают, что динамика этого процесса была очевидна, и есть все основания считать, что в ближайшее время вопрос будет решен. Всегда «слабым местом» был вопрос военной реформы. Однако этому есть объективное объяснение. Медленное реформирование в военной сфере в первую очередь связано с ресурсным обеспечением. Но опять же в НАТО видят готовность Украины работать в этом направлении, запущен важный элемент военной реформы — оборонный обзор. Он даст возможность определиться: какие именно Вооруженные силы мы хотим и сможем себе позволить? Кто-то может сказать, что «слабым местом» является перевод армии под гражданский контроль. Однако в НАТО высоко оценили решение Президента о назначении гражданского министра обороны. В Альянсе оценили этот шаг как серьезный политический сигнал, как понимание Украиной важности гражданского контроля над Вооруженными силами. В любом случае не хотелось бы заранее говорить о слабых или сильных сторонах нашего продвижения. Слово — за партнерами в НАТО.

— Отношения между Украиной и НАТО характеризовались в течение последнего года резкими «температурными перепадами». Еще год назад все говорили об охлаждении, а сейчас — о потеплении. Что «подогрело» наши отношения? Каков ваш краткосрочный и долгосрочный прогноз относительно сотрудничества Украины с Альянсом?

— В природе есть четыре времени года. Все идет циклично. Точно так же отношения между любыми двумя субъектами международного права не равномерны. Безусловно, возникают проблемы, недоразумения. В прошлом году отношения Украины и НАТО подверглись определенному испытанию. Но мы ни на один день, ни на одну минуту не прерывали диалог с Альянсом. Украина проявила принципиальность, профессиональный подход к решению проблемы. Киев тогда обвиняли якобы в поставках «Кольчуг» в Ирак. Мы продемонстрировали беспрецедентную открытость. Экспертам из США и Британии был предоставлен полный доступ к материалам по этому вопросу. Позиция была правильной. На сегодня мы считаем страницу с «Кольчугами» перевернутой. Все без исключения констатируют, что отношения между Украиной и НАТО находятся на правильном пути и развиваются по восходящей. Поэтому мой прогноз один: наши отношения будут и впредь развиваться. Мы подходим к той черте, когда нужно подумать о следующих шагах в нашем сотрудничестве. После оценки выполнения Плана действий на декабрьских заседаниях мы сможем более реалистично решать, какой должен быть формула дальнейших взаимоотношений. Наша позиция заключается в том, чтобы было меньше каких-то привлекательных названий, а больше реальной работы. Тогда вопрос о присоединении нас или к Плану действий по членству (ПДЧ), или к интенсифицированному диалогу с элементами ПДЧ, или другим механизмам будет второстепенным. Главное, чтобы было содержательное наполнение. Хотя я также не исключаю необходимость определенного упорядочивания отношений в устоявшиеся рамки.

— Как в НАТО отреагировали на присоединение Украины к ЕЭП?

— Мы проинформировали наших партнеров по НАТО по этому вопросу. В частности, я предоставил информацию о результатах саммита в Ялте, во время которого были подписаны соответствующие рамочные соглашения. Никто свою обеспокоенность мне не высказывал. Реакция была спокойная, взвешенная. Особенно учитывая замечания, сделанные Президентом Украины при подписании документов. Для нас главное — создание зоны свободной торговли. НАТО, очевидно, понимает, что Украина не может не развивать экономические отношения со своими соседями. В любом случае мы исходим из национальных интересов. Поэтому наш курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию остается неизменным.

— Создалось впечатление, что во время своего визита в Киев Джордж Робертсон большое внимание уделял будущим президентским выборам. Это соответствует действительности?

— Я бы не сказал, что именно будущие выборы президента были в центре внимания генерального секретаря. Ни в Верховной Раде, ни на встрече с премьером этот вопрос вообще не поднимался. В процессе разговора с Президентом его обсудили в контексте политической реформы. Робертсон был проинформирован о политической реформе в Украине — в частности, о ее вариантах. Конечно, для НАТО небезразлично, как будут развиваться избирательные процессы. Но Альянс не имеет ни намерения, ни институциональной возможности, ни соответствующего мандата, чтобы наблюдать за выборами. Пресса в Украине писала, якобы НАТО будет мониторить выборы. Однако Робертсон абсолютно четко заявил, что это не в компетенции Альянса. С другой стороны, как и любая организация, для которой Украина очень важный партнер, НАТО будет смотреть, как все будет проходить.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ