Интрига вокруг обновления состава Конституционного Суда Украины сохраняется. Вопреки обещаниям, Президент на этой неделе не назначил «своих» судей КС. Некоторые эксперты вообще предполагают, что Конституционный Суд Украины будет оставаться недееспособным до 1 января 2006 года, то есть до вступления в действие политреформы. Мол, чтобы сделать невозможной отмену новым составом КС — с подачи исполнительной власти — ввода политреформы, часть парламентариев будет препятствовать избранию новых судей Конституционного Суда в Верховной Раде, а также принятию присяги в сессионном зале уже избранными судьями КС. С намерениями власти ревизовать прошлогодние компромиссные договоренности относительно политреформы кое-кто связывает и принятие Конституционным Судом решения, согласно которому утверждать новую Конституцию можно только на референдуме. Однако бывший заместитель председателя КС, сейчас — представитель Президента в Конституционном Суде Владимир Шаповал подобные упреки в адрес КС отрицает. В то же время господин Шаповал считает, что без внимания реформаторов действующей Конституции Украины остается достаточно действительно проблемных сюжетов, которые объективно нуждаются в решении ради эффективного функционирования государственного механизма. Наша беда в том, по мнению собеседника «Дня», что у нас очень часто задачи ставят политики, и самые же их решают. А было бы неплохо, если бы задачи ставили политики, а решали бы их специалисты.
Владимир Шаповал — доктор юридических наук, профессор, автор более 120 научных трудов, десяти книг и учебников по конституционному праву. Вскоре выйдет в свет его новая книга — «Современный конституционализм: очерки из истории, теории, практики», написанная на основании анализа в том числе конституций всех государств мира.
Большая часть нашего разговора состоялась накануне назначения Владимира Шаповала представителем Президента в КСУ. Сейчас же Владимир Николаевич прогнозирует, что глава государства часто будет апеллировать к Конституционному Суду, следовательно, работы у его представителя в этом органе будет хватать.
— Итак, что бы вы ответили тем, кто сейчас пессимистически оценивает перспективы формирования нового состава Конституционного Суда и связывает возможность торможения этого процесса с политреформой?
— Я не исключаю наличия политиков, которые действительно считают существование дееспособного состава Конституционного Суда какой-то «угрозой» политреформе. Но это наивно. Кроме того, им нужно еще и определиться, когда же эта угроза минует… Я уверен, что Президент не замешкается с назначением соответствующего количества судей КС. Пять, которые остались, плюс шесть, назначенных съездом судей, плюс три, назначенных главой государства, — четырнадцать. Это больше, чем кворум. Говорят, что в Верховной Раде могут блокировать принятие судьями присяги...
— Есть прецедент — ситуация с Андреем Стрижаком, избранным еще предыдущим, VI съездом судей...
— В принципе, ожидать можно чего угодно, поэтому я разделяю обеспокоенность по этому поводу. Меня вообще волнует безответственность людей, способных на срыв соответствующего процесса, ведь они своими действиями компрометируют власть. Разрушают главное ради сегодняшних политических забав. К слову, таких трудностей не было бы, если бы в конституционную реформу была включена еще одна позиция — относительно частичной ротации персонального состава Конституционного Суда. Как, скажем, в Польше, где состав конституционного суда обновляется по «сегментам». В Литве тоже: три года прошло, — треть состава КС меняется.
Что касается выборов судей КС в парламенте, то есть одна проблема: чтобы выборы состоялись, требуется, чтобы взяли бюллетени 300 народных депутатов, и 226 чтобы проголосовали «за». (Возможно, поэтому одна «парламентская» вакансия в Конституционном Суде существует с июня 2002 года, еще одна — с мая 2004 года. — Авт. ) Я далек от того, чтобы кому-то давать советы, но, думаю, одним из вероятных вариантов разрешения этой проблемы может быть «пакет» кандидатов в судьи КС. Иначе каждый из кандидатов может оказаться для большинства депутатов «чужим» и, соответственно, не наберет необходимого количества голосов.
— Еще одним мотивом не спешить с восстановлением работы КС для части депутатов, по мнению, в частности, директора Института глобальных исследований Вадима Карасева, может быть вероятность того, что КС признает неконституционным предоставление неприкосновенности депутатам местных советов...
Окончание на стр. «П О Д Р О Б Н О С Т И»