Не сказать своего веского слова в отношении коррупционного скандала, спровоцированного заявлениями Александра Зинченко, Верховная Рада, конечно же, не могла. Для выяснения обстоятельств использован традиционный в подобных случаях инструмент — специальная парламентская комиссия. Впрочем, ее выводы не имеют, как известно, никаких юридических последствий. Они носят исключительно рекомендательный характер, а все наработки комиссии должны передаваться в Генпрокуратуру. На этот раз группу парламентских «следователей» возглавил внефракционный депутат Владимир Заплатинский.
Чем и как будет заниматься комиссия — в интервью В. Заплатинского.
— В каком формате станет работать комиссия?
— В минувшую пятницу специальным постановлением утвержден ее состав. В нее, согласно уже отработанной процедуре, вошли представители всех фракций, в частности: Владимир Бондаренко, Сергей Бычков и Юрий Кармазин, Николай Рудьковский, Владимир Сивкович, Андрей Шкиль, Сергей Правденко, Николай Круглов и другие. Большинство из перечисленных — профессиональные политики, с которыми мы вместе работаем второй созыв, имеют соответствующий опыт. Такое представительство подтверждает: лидеры фракций отнеслись к этому достаточно серьезно.
— Виктор Ющенко свои выводы на этот счет уже озвучил. Президент заверил: никаких противоправных действий люди из его окружения не совершали. Неудивительно, что это подтвердила Генпрокуратура. Ваша комиссия наверняка придет к тому же заключению?
— Мы это с Президентом тоже обсуждали и сошлись на том, что упомянутая формулировка — его личное предположение, основанное, причем, на первичных сведениях. А вот окончательное мнение он сам сформирует на основе выводов, в том числе, нашей комиссии. Постановление ограничило срок нашей работы двумя неделями, однако очевидно, что для перепроверки такого огромного пласта информации полмесяца недостаточно. Так что работать будем интенсивно, затягивать с результатом никто не заинтересован.
— Аналогичная проверка ГПУ также не обнаружила фактов коррупции…
— У ВР и ГПУ функции и задачи значительно разнятся. Работа нашей комиссии только начинается, и заранее предугадать ее выводы я не могу, однако уверен: дополнительное исследование произошедшего на основе скрупулезного изучения имеющихся фактов, в частности — документов, о которых говорил Александр Зинченко, лишним не будет.
— А он вам готов их передать? Эта тема уже обсуждалась?
— Пока нет, но уже решено, что начнем мы с приглашения на тематические беседы господ Зинченко, Порошенко, Мартыненко, Томенко и прочих. Надеюсь, в частности Александр Алексеевич предоставит документальное подтверждение выдвинутых ими обвинений. Далее по плану — взаимодействие со следственными органами, затребование определенных бумаг и т.д. Часть времени своей деятельности комиссия посвятит спорным вопросам приватизации, давлению на суды, прочим резонансным фактам, обсуждаемым в последнее время.
Если сначала в отдельных проектах речь шла о необходимости разобраться только с истинностью обвинений, сформулированных Зинченко, то теперь нам делегированы более объемные полномочия. Это, в частности, определено и названием: «временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам проверки обнародованных через СМИ фактов коррупционных действий, злоупотребления служебным положением со стороны отдельных государственных должностных лиц».
Так что разбирательствами «по делу» одного только экс-госсекретаря, скорее всего, не ограничимся. Начнем мы именно с этого, но, в случае выявления дополнительных обстоятельств, что произойдет с высокой долей вероятности, деятельность разделится на несколько этапов, о чем Верховная Рада будет проинформирована дополнительно.
— Наверняка найдется немало желающих вам противодействовать...
— В комиссии представлены практически все парламентские силы. Их видение происходящего совпадать на сто процентов не может никогда, потому повлиять на решения коллективного органа будет, думаю, достаточно непросто. А ведь итоговый отчет утверждается именно большинством голосов. Думаю, наши выводы, если они окажутся острыми и резонансными, возможно, серьезно повлияют на уже сложившиеся предвыборные расклады.
— Законодательная база для деятельности парламентских комиссий отсутствует. Ваши заключения имеют исключительно рекомендательный характер…
— В практическом плане это действительно так, но, вместе с тем, мнение Верховной Рады всегда было достаточно весомым и авторитетным.
Общество имеет право знать более четкую политическую позицию ВР на этот счет. Обнародованные факты слишком серьезны, чтобы оставаться бездоказательными. Их надо либо подтвердить, либо опровергнуть.