Слабое здоровье так называемой демократической коалиции в Верховной Раде было очевидным с момента ее образования. Но, как известно, a creaking door hangs long on its hinges — скрипучая дверь долго висит на своих петлях. Так и коалиция вполне могла протянуть, например, до весны или до того момента, когда бы набрала силу президентская предвыборная кампания. Однако домашние расчеты в условиях все увеличивающейся инфляции не сошлись с ценами на политическом базаре. В дело вмешался внешний фактор в виде скоротечной кавказской войны.
Если в прошедших парламентских избирательных кампаниях воздействие извне не играло существенной роли (по разным причинам, часто от нас не зависящим), то ныне ситуация коренным образом изменилась. Украина оказалась в центре игры зарубежных политических сил, и это послужило катализатором внешне латентного политического кризиса. По понятным причинам в изменении расстановки политических сил в Украине, в первую очередь, заинтересована Москва. Война и последующее признание независимости Южной Осетии и Абхазии на долгое время определили ее дипломатическую и возможную финансовую и экономическую изоляцию. Страны, входящие в ШОС и ОДКБ, не признали новые кавказские государственные образования, на что надеялись в Кремле, не спешат это сделать и другие приятели — от Беларуси до Венесуэлы. Мало что меняет в таком положении и признание со стороны Никарагуа, которое еще должно быть утверждено местным парламентом. С учетом весьма плачевного положения экономики этой страны, несмотря на массивную помощь со стороны Уго Чавеса, такое признание может дорого стоить правителям в Манагуа в ближайшем будущем. Маловероятно, что это оставит без внимания Вашингтон, вне зависимости от того, какая администрация будет в американской столице после выборов в ноябре.
Не оправдались надежды на поддержку арабских стран. Характерно, что уже 15 августа влиятельная международная арабоязычная газета Al-Sharq Al-Awsat, выходящая в Лондоне, опубликовала статью президента Грузии Саакашвили, названную в ее арабском варианте «Война, развязанная Россией, самый худший вызов». В то же время никаких материалов от официальных лиц России ни эта, ни другая влиятельная арабская международная газета Al-Hayat не публиковали. При этом нужно учесть, что газета Al-Sharq Al-Awsat издается фондом, возглавляемым саудовским принцем Фейсалом бен Сальманом, и в определенной степени отражает точку зрения не только саудовского, но и других умеренных арабских режимов. Хотя в Сирии и частично в Ливане и Иордании радовались успехам России на Кавказе, но дальше слов дело не пошло.
ПРИШЛОСЬ СПЕШИТЬ
Весьма вероятно, что крайне тревожащее Москву движение Украины в сторону НАТО представлялось там делом весьма отдаленным также и в связи с августовским конфликтом. Недаром в победном раже записные российские политологи однозначно подчеркивали, что теперь с возможным присоединением к ПДЧ в декабре у Киева и Тбилиси ничего не выйдет. Однако очень скоро наигранное веселье сошло на нет. Оказалось, что ситуация прямо противоположная. Несколько оторопелый Альянс все больше и все чаще стал приходить к выводу, что на пути возможного расширения пределов государства российского нужно срочно возводить барьер, и достаточно большой высоты. Меньше всего в Первопрестольной ожидали такого вывода от Берлина и Парижа. Удалось добиться только непринятия прямых экономических и финансовых санкций, хотя в будущем они вполне возможны в несколько иной форме. Но в западных столицах прекрасно понимают, что оставить без каких-либо последствий такие самовольные действия нельзя, так как в самом ближайшем будущем подобные эксцессы поставят под прямую угрозу не только безопасность Европы и всего западного мира, но и скажутся на его позициях в других весьма чувствительных регионах. В значительной степени во многих столицах Европы произошли психологические изменения. Зыбкость своей безопасности, в первую очередь, стали испытывать нейтральные государства, которые такой политики придерживаются уже многие десятилетия. В Швеции возможность присоединения к НАТО стала активно обсуждаться в обществе.
Правительство призвало внести коррективы во всю политику безопасности и обороны страны, в частности, в готовящийся доклад парламенту по этим вопросам на 2009—2012 годы. Рассматривается возможность увеличения военных расходов, которые и так были совсем не маленькими. В более мягкой форме проблемами безопасности озаботились и в Финляндии. Активизировалась дискуссия о возможности присоединения к НАТО.
В таких условиях в Москве посчитали необходимым срочно затормозить ускоряющиеся негативные для России тенденции. Заниматься Грузией совершенно бесперспективно, после известных событий там просто нет пророссийских сил и проблема присоединения к НАТО не вызывает никаких дискуссий, в том числе и среди оппозиции. Поэтому в качестве наиболее удобного объекта для реализации этого плана была выбрана Украина. А сделать это легче всего с помощью расшатывания внутриполитической ситуации. Если коалиция развалится юридически и в стране будут досрочные парламентские выборы в декабре, то весьма вероятно, что на встрече министров иностранных дел стран Альянса в декабре текущего года вопрос присоединения Украины к ПДЧ будет снова отложен. А это quod erat demonstrandum. А затем начнется новая предвыборная кампания и вопрос присоединения к ПДЧ отодвинется до греческих календ. Проблема Украины в НАТО имеет для России самостоятельное значение, но с ним теснейшим образом связана и судьба Черноморского флота.
Решительность президента Ющенко ясно показала, что этот вопрос имеет однозначное решение в будущем, но также и нынешний статус должен быть пересмотрен. Можно бесконечно затягивать переговоры, но в принципе это мало что меняет. Поэтому выходом для Москвы является кардинальное изменение расстановки политических сил в Украине и создание условий для возможного продления его базирования на неопределенный срок. Дело не только в чисто военных аспектах, хотя и они имеют серьезное значение. Гораздо важнее политическое значение возможного ухода из Крыма. Если такое произойдет, то пространство для возможного вмешательства во внутренние дела Украины практически сократится до нуля. Не говоря уже о том, что в целом позиции России на Черном море сильно ослабеют. Уже сейчас появление в его акватории всего лишь нескольких военных кораблей стран НАТО вызвало буквально панику в Москве. Как пишет московское «Независимое военное обозрение», «По большому счету, мы продолжаем терять свои позиции в Черноморском бассейне. И военно-политическому руководству России, как представляется, следовало бы срочно обратить на это внимание». Вот оно и обратило, провоцируя политический кризис в нашей стране.
НУЖНА ВСЯ УКРАИНА
В последнее время наши северные соседи как-то меньше стали говорить о возможном расколе Украины на запад и восток. И это, конечно, не из любви к своим юго-западным соседям. Там эту легенду о расколе выдумали и она так понравилась, что в нее с удовольствием поверили. От долгого и частого повторения она уже несколько приелась, но отказались от нее по совсем другим соображениям. Во-первых, в Москве в какой-то момент поняли, что реальных сепаратистов в Украине нет. Те, кто отрабатывает российские деньги, не в счет. Желающих эксплуатировать тему и вообще российскую карту хоть пруд пруди, но их поведение полностью меняется, как только заканчивается предвыборная кампания и они реально приходят к власти. Наша Партия регионов тому лучшее подтверждение. Крика много, а шерсти мало, говорил черт, остригая кошку. Эта французская пословица как нельзя лучше иллюстрирует реальность с мнимым расколом и декларируемой любовью к России.
Во-вторых. Даже из-за крошечной Южной Осетии и не очень большой Абхазии у России слишком много международных неприятностей, чтобы опять затевать такие игры с гораздо большей Украиной. Мир не собирается молча проглатывать кавказское сепаратистское блюдо, а подать еще и Украину — так точно будет несварение желудка. Тем более, что сепаратистские образования требуют очень многого, в первую очередь — больших финансовых затрат. Пока это не слишком чувствительно, но цена на нефть падает, а с ней может уйти в прошлое и нынешнее благоденствие. Какое-то время можно протянуть на стабилизационном фонде, но надолго его не хватит. Получить еще одну большую и проблемную территорию — счастье, как решили в Москве, не слишком большое, а последствия очень трудно поддаются прогнозированию.
В-третьих. По большому счету, раскол Украины не решает стратегическую задачу контроля путей доставки энергоресурсов в Европу. Труба ведь проходит большей частью именно по центральной и западной частям Украины, а надежд на их присоединение к России нет даже у самых отпетых оптимистов и политических фантазеров. Шунтирование украинской газотранспортной системы в виде северных и южных потоков сталкивается с большими проблемами и отодвигается на неопределенный срок. Да и в случае их пуска реально они смогут уменьшить прогон через Украину где-то на 15—20%. Так что расколом важнейшие цели не достигаются, а сложности возрастают в геометрической прогрессии. Вот поэтому кремлевские планировщики и начали вторую фазу спецоперации в Украине. Первую они попытались провести в 2004 г., но осечка вышла. С тех пор что-то хотели сделать различными способами, но без особого успеха. Пришло время попытаться еще раз.
Как представляется, легенду о расколе оставят штатным пропагандистам типа Леонтьева или Маркова, крымским плакальщикам по единой и неделимой, Наталье Витренко, что-то подхватят и регионалы. Но это, как говорят в радиотехнике, просто белый шум. Громкий, но информации не несущий. Реальным направлением действий будет поиск и приведение во власть украинских политиков, которые за экономические и финансовые преференции согласятся вести страну в фарватере российской политики. Найти в Киеве местного «бацьку Лукашенку» вряд ли получится, но что-то подобное очень бы хотелось.
Однако надежд на это мало. Тактически чего-то и можно добиться, но в стратегическом смысле — большие сомнения. Поэтому разыгрывается карта перманентного кризиса, в котором временщики в Киеве вынуждены будут искать поддержки в Москве для решения своих сиюминутных проблем. В такой обстановке их легче вынудить принимать выгодные Кремлю и антиукраинские по сути решения. Именно в этом и состоит важнейшая часть проводимой на наших глазах спецоперации по приведению Украины в российское стойло. Для этого никаких денег не жалко, потом можно будет их отбить, и с большой прибылью. В первую очередь — политической.
Нынешний парламентский кризис гораздо более опасен для будущего страны, чем все предыдущие вместе взятые. Если некоторые украинские политики этого не понимают, то страну нужно от них избавлять. Такие слепцы у власти ей не нужны. Французский государственный деятель и историк Франсуа Гизо сказал: во время общественных неурядиц каждый равнодушный становится недовольным, а каждый недовольный — врагом. Народ устал от бесконечной борьбы за власть и, как показали события 2004 г., может потребовать смены политического караула. Хотя бы для спасения страны.