Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

13 сентября, 2001 - 00:00


Сможет ли трагедия в США изменить геополитические расклады в мире? Могут ли террористические акты в США отразиться на Украине?

Анатолий ГРИЦЕНКО, президент Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова.

— Это огромная трагедия, момент истины — и не только для США, но и всего мира. В том, что произошло, есть определенная доля случайности и беспечности, но есть и закономерность. У Соединенных Штатов достаточно врагов, поскольку имея и отстаивая свои интересы практически во всех регинах мира, США неоднократно прибегали к силовым действиям, и ответной реакции в той или иной форме следовало ожидать. Эта чудовищная трагедия не может пройти бесследно, в том числе и для политики США, поскольку позавчера была разрушена концепция «американской крепости», удар был нанесен по уважаемым американцами символам военной и экономической мощи страны. На мой взгляд, сложность подготовки адекватных и безошибочных ответных действий заключается в том, что удар по Америке нанесен, скорее всего, не государством, а неправительственной группировкой, действия которой контролировать намного сложнее. Сейчас очень важно, чтобы правительство США не предприняло недостаточно взвешенных ответных действий. Нанесение удара возмездия по ложной цели может спровоцировать новую волну насилия и террора. Как видно, ни одна страна (даже самая мощная) не в состоянии надежно защитить себя от подобного рода терактов. Но ни в коем случае нельзя давать террористам почуствовать, что они способны поставить на колени весь мир. Для этого надо, в первую очередь, искать пути более эффективного сотрудничества различных стран на уровне спецслужб, даже если некоторые страны имеют конфликтные интересы в экономической, политической и других сферах. Задача сдерживания международного терроризма должна объединить весь цивилизованный мир: друзей, союзников и оппонентов. Есть над чем задуматься и Украине. Нельзя исключать возможности проведения террористических актов в случае, к примеру, использования Россией подразделений Черноморского флота, которые базируются в Крыму, для участия в военных действиях в Чечне. В этом вопросе позиция нашего правительства должна быть изложена понятно и недвусмысленно. Кроме того, Украина должна гарантировать стопроцентный государственный контроль за поставками оружия в другие страны, не допускать передачи вооружений в регионы, где может развязаться военный конфликт (даже если это выгодно экономически).

Владимир МАЛИНКОВИЧ, политолог, директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований.

— Я думаю, что трагедия в США, — самое важное, что случилось за последние 50 лет. И она, безусловно, существенно повлияет на геополитический расклад в мире. Я с уверенностью могу сказать, что случившееся в США не отразиться на Украине, поскольку наша страна не ведет политику глобализации. Ведь США, по сути, сами начали войну цивилизаций. Это и Персидский залив, и Косово... этот список можно еще долго продолжать. Нынешнее время даже называют эрой глобализации по-американски. И позавчерашний террористический акт можно расценивать как своеобразный ответ на американскую глобализацию, но конечно, это ни в коей мере не может оправдать действия террористов. Они ведь не случайно выбрали те цели, которые являются символами американской мощи, а не более опасные объекты, как, скажем, атомные станции. Это говорит о том, что террористы очень опасны, и сейчас нужно думать не об отражении этих ударов, а о том, как изменить характер взаимоотношений между странами и как усилить сотрудничество в этом аспекте.

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук, сотрудник Института мировой экономики и международных отношений.

— Я не думаю, что произошедшее в Соединенных Штатах может каким-то образом изменить геополитические расклады. США была и останется сверхдержавой с мощным экономическим и политическим потенциалом. Произошедшее только еще раз указывает на то, насколько мир является незащищенным перед терроризмом и подтверждает, что эту проблему нужно всем странам решать сообща, а не по отдельности. Относительно же Украины, то я думаю, что наша страна не может быть мишенью для террористических актов, поскольку мы не ведем политику, подобную США, а усиление мер безопасности — это лишь временное явление.

Александр СУШКО , директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:

— Катастрофа в США открывает завесу над одним из самых пеcсимистических сценариев истории человечества в ХХI веке. Это — необъявленная тотальная война нового поколения, для которой не нужны специальные военные технические средства (единственным настоящим оружием могут быть ножи), против которой не срабатывают традиционные механизмы безопасности. В этой войне главные действующие лица могут оставаться неизвестными, а методы становиться предельно варварскими. Идеологическим основанием для такой войны может быть только тоталитарная идея нового поколения — фундаментализм (не обязательно исламский), который в течение последних десятилетий сделал в своем прогрессировании не меньше ощутимых шагов, чем демократия с ее идеологией прав человека и открытого общества. Новая война является продуктом поляризации мира, но не между «золотым миллиардом» и остальными, как считают некоторые комментаторы, а между миром толерантности и миром насилия, причем разграничение проходит не вдоль государственных или циливизационных границ, а внутри обществ и культур.

В пределах определенных социокультурных и религиозных сообществ происходит концентрация агрессии, которая стимулируется и используется лидерами этих сообществ в качестве средства мобилизации населения. В этом смысле показательными являются сцены искренней радости, с которой встретили известие об американской трагедии жители палестинских территорий.

США — наиболее удобная мишень для высвобождения коллективной ненависти, поскольку это государство выполняет роль мирового лидера. Не вдаваясь в детали качества выполнения этой миссии, можно отметить, что позиции нынешней сверхдержавы объективно несравненно более уязвимы, чем позиции бывших лидеров мира, которые властвовали в доинформационную эпоху. Причем, технологии, жертвами которых становятся американцы, созданы именно здесь, между лабораториями Microsoft, цехами авиазаводов Boeing и Голливудом. Организаторы террора входят не только в банальный «золотой миллиард», но в первые десятки наиболее богатых людей мира. Средства противодействия их угрозам еще не найдены.

Впереди — жесткое похмелье обесславленных. Наиболее горьким уроком является то, что прибегать к массированной агрессии против мирного населения в суверенном государстве отныне может кто угодно — безымянный и безответственный. Не приходится сомневаться в окончательном упадке «реалистической» школы политической науки, которая предлагала гарантировать безопасность граждан путем простого наращивания и модернизации вооружений и упрочения «могущества». Безопасность — глобальное явление, содержащее проблемы, которые не могут быть решены в пределах одного государства, даже — мирового лидера.

Александр БОГОМОЛОВ , вице-президент Центра ближневосточных исследований:

— Есть опасения, что накал общественного мнения и давление на президентскую администрацию США может привести к тому, что будут приняты очень сильные репрессивные меры на мировом уровне. И это очень беспокоит всех умеренных экспертов. Только взвешенные шаги с изучением дела в малейших подробностях и несмотря на большое внутреннее и внешнее давление, позволят Соединенным Штатам выйти из этого кризиса. Ибо то, что произошло, — это, в первую очередь, беспрецедентный мировой политический кризис. Он касается не только США, он касается всех третьих сторон, даже непосредственно не задействованных в этом конфликте. Это дело в будущем не может не повлиять на все уровни мировых международных отношений, не только политических, но и экономических. Это также повлияет на нас с вами и на наши отношения с арабскими странами.

Сейчас мы видим в новом свете внешнюю политику Соединенных Штатов за последние годы и их роль в мировых межнациональных и межрелигиозных конфликтах. США во многих отношениях действительно были мировым лидером, и у них есть чему поучиться. Но они должны понять, что их методы внешней политики нужно корректировать. Ибо их поведение основывалось на невысказанном предположении, что «Мы можем делать все, ибо мы неуязвимая страна». Самый важный урок этого страшного события, его главное содержание в том, что все в этом мире уязвимо, независимо от правоты или неправоты, независимо от того, лучший или худший политический уклад у той или другой страны. И даже самый большой и самый сильный уязвим так же. Поэтому вести себя нужно, исходя из этого.

Что касается возможных организаторов этих терактов, мне понравилось мнение одного эксперта ФБР, выступавшего на Си-Эн-Эн. Он сказал, что сейчас мы вынуждены пересмотреть все материалы, которые у нас есть, на всех, кого мы только можем подозревать. И это единственный нормальный подход. Вполне понятно, что у США во всем мире есть очень много врагов. У большего врагов всегда больше. И не только врагов внешних, таких как определенные силы в исламском мире, но и врагов внутренних. Мы знаем, что и в США не все хорошо, и что их общество не идеально. Во всяком случае, мы все когда-то смотрели фильмы о мафии и знаем, какую роль когда-то в американском обществе играл Дон Корлеоне. Мы знаем, что в США совпадают интересы многих корпоративных сил, в том числе и тех, чьи действия не всегда полностью прозрачные и честные. Сейчас любое изменение внешнеполитического или внутриполитического курсов приводит к тому, что экономические интересы многих меняются. В данном случае речь идет об огромных деньгах, которые могут быть направлены в оборонный комплекс.

Сергей ТОЛСТОВ , директор Института политического анализа и международных исследований:

— Каждая эпоха начинается раньше, чем люди успевают понять, что она наступила. Как правило, понять это им помогает какое-то знаковое событие. Сейчас это событие произошло. Эпоха, в которую утвердилась гегемония развитого Запада и разворачивалась борьба внутри христианского мира за развитие демократии, оказалась несостоятельной, изжила себя. Прав оказался не Бжезинский, а Хантингтон (американский политолог, автор книги «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» (1996), в которой он утверждает, что если ХХ век был веком столкновения идеологий, то ХХI век будет веком столкновения цивилизаций. — Ред. ). Определился водораздел между христианским цивилизованным миром и тем миром, где уничтожение чужака является не чем-то аморальным или греховным, а наоборот — благом и способом доказать, что ты настоящий мужчина. При администрации Клинтона Запад флиртовал с исламскими движениями типа чеченцев в России и албанцев — в Косово. Но больше этого не будет. Солидарность развития христианского мира перевесит те разногласия и трения, которые не были преодолены в результате «холодной войны». Самолеты разгромили символ глобализации. Если говорить о глобализации как о явлении, имеющем какой-то позитивный аспект, то речь должна идти об укреплении солидарности Евроатлантического сообщества и установлении таких форм сотрудничества, которые помогут странам, потерпевшим поражение в «холодной войне», воспользоваться технологическими, техническими, политическими и другими достижениями своих более удачливых партнеров в рамках этого сообщества.

Константин ЕЛИСЕЕВ , директор кабинета министра МИД Украины, член кризисной группы при МИД Украины:

— С первых минут, когда была получена информация о серии терактов в Соединенных Штатах при МИД Украины была создана кризисная группа во главе с госсекретарем министерства Юрием Сергеевым, в которую вошли ведущие специалисты по консульским вопросам, украинско-американским отношениям. Цель группы — выработка позиции Украины по развитию событий в Штатах. Самое главное наше задание — отслеживание информации о гражданах Украины, которые могли оказаться в эпицентре терактов. При министерстве создана круглосуточная горячая линия, по которой каждый гражданин может узнать о судьбе своих родственников, знакомых в Соединенных Штатах. Пока что мы не получили никаких сведений о том, что вследствие теракта пострадали украинцы. Украина также инициировала проведение срочного заседания Совета Безопасности ООН. Поскольку работники штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке были эвакуированы, заседание прошлой ночью прошло в Представительстве Украины при ООН. Как результат, было принято совместное решение членов Совета Безопасности ООН для скоординированной борьбы с проявлениями международного терроризма. Украина осуждает акты терроризма и требует адекватно отреагировать. Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины также заявило о готовности послать поисково-спасательный отряд. В среду утром министр иностранных дел Анатолий Зленко, госсекретарь МИД Юрий Сергеев на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Украине Карлосом Паскуалем выразили свои соболезнования и провели беседу по поводу возможных совместных действий с целью преодоления последствий терактов. Генконсульство Украины в Нью-Йорке связалось по этому случаю с местными властями и также предложило помощь, которая может понадобиться. По поручению министра иностранных дел все дипломатические представительства Украины за границей переведены на чрезвычайный режим работы, усилена их охрана. Украинским дипломатам рекомендовано ограничить передвижение по странам пребывания. Усилена охрана Посольства США в Украине.

Кризисная группа при МИД изучает также возможные негативные последствия трагедии в США для экономической и финансовой ситуации Украины. Мы должны сделать все необходимое, чтобы не повторились события 1998 года, когда на азиатских рынках произошел финансовый обвал, а Украина оказалась к этому не готова. Как известно, уже поднялись цены на нефть и золото, падает курс доллара.

Вместе с тем, я хотел бы отметить, что МИД работает в нормальном режиме, паники нет, все под контролем. Террористы преступили черту. Серия терактов показала, что страны мира должны бороться с терроризмом не в одиночку, а глобально. ООН должна наконец принять Конвенцию по борьбе с терроризмом. Мировое сообщество должно забыть о своих политических амбициях и начать реальную борьбу. До сих пор подобная конвенция существует только в рамках Совета Европы.

Подготовили Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, Наталья ТРОФИМОВА, Варвара ЖЛУКТЕНКО, Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ