Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

16 ноября, 2000 - 00:00

Какова реальная картина и причины коррупции в
Украине?

Пауза с финансированием Украины со стороны международных организаций
связана с тем, что доноры ожидают улучшения ситуации в борьбе с коррупцией,
чтобы гарантировать финансовую помощь от нецелевого использования, заявил
недавно на встрече с журналистами директор группы Всемирного банка по осуществлению
помощи в борьбе с коррупцией Даниэль Кауфман. В то же время, по его словам,
представители Банка «не видят значительного снижения коррупции, а только
рост». В чем же причины коррупции и каковы пути преодоления этого негативного
явления?

Александр ДЕРГАЧОВ, главный редактор журнала «Політична
думка»:

— Международные финансовые и промышленные круги уже много
лет выдвигают в адрес Украины обвинения в чрезвычайно высокой коррумпированности.
Связано это прежде всего с опытом западных предпринимателей, полученным
на Украине. Сколько бы официальные лица не обменивались своими аргументами
по поводу уровня коррупции, очень большое значение имеет, все-таки личный
опыт предпринимателей. Можно говорить о том, что в Украине на официальном
уровне действительно предпринимаются усилия по ограничению коррупции. Это,
конечно создает некую, новую атмосферу, которой однако мешает, уже упомянутая
повседневная практика — действия тысяч чиновников на местах. И именно вот
эта структура меняется мало: нет результатов административной реформы и
не изменилась повседневная практика общения предпринимателя с чиновниками.
Кроме того, возникают сомнения в том, что у власти есть действительно достаточно
политической воли, чтобы перейти к конкретным действиям по борьбе с коррупцией
в системе исполнительной власти. Конечно же этот процесс чрезвычайно болезненный
и мало кто считает, что это осуществимо в обозримом будущем. Избавление
от коррупции может наступить лишь в том случае, если мы приблизимся к европейским
стандартам ведения бизнеса и политических процессов, избавимся от теневых
проявлений. Юрий ПРИВАЛОВ, директор Центра социальных экспертиз и прогнозов:

— Определение уровня коррупции, ее роста либо снижения
— процедура сложная и, как это не покажется странным — субъективная, т.е.
достаточно произвольная. Уровень коррупции в той или иной стране связывают,
как правило, с некоторыми показателями:

— размер и количество взяток на одного условного бюрократа
(служащего);

— степень неофициального влияния бюрократии на финансово-экономические
процесс с целью личной или корпоративной выгоды;

Как в том, так и в другом случаях количественные параметры
коррумпированности могут быть получены через качественное описание того
либо иного каждого конкретного случая. Подчеркиваю — каждого! Последнее
обстоятельство ставит под сомнение достаточно часто публикуемые рейтинги
коррумпированности, где Украина занимает «почетные» места.

Серьезный разговор об уровне коррумпированности должен
предполагать анализ причин ее существования в каждой конкретной стране.
Для Украины такими главными причинами являются следующие: первое — создание
института частной собственности со всеми его экономическими, правовыми
и культурными атрибутами — процесс длительный и сложный. Для Украины, в
частности, с одной стороны, передача собственности (де-факто и де-юре)
из государственного владения в частные либо корпоративные «руки», а с другой,
создание системы цивилизованных отношений по управлению и использованию
этой собственности. За редким исключением, чиновник не должен управлять
(а уж тем более владеть) собственностью. Сегодня государственный чиновник
сознательно либо несознательно путает процедуру политического управления
государством со «свечным заводиком». Второе — трансформация законодательного
поля от тоталитарного к демократическому привела на этом этапе к почти
полной непрозрачности и «ручному» управлению законодательными процессами.
Большинство госслужащих, не говоря о простых людях с трудом разбираются
в собственном нормо- и законотворчестве. Непрозрачность этого процесса
— питательная среда для коррупционных действий. И третье — как ни банально
это звучит, в системе госвласти отсутствует молодая генерация бюрократов
с современным, «цивилизованным» пониманием патриотизма. Иными словами,
бюрократ должен иметь приличную зарплату, чтобы не воровать и не пытаться
оторвать свой кусок от общего пирога собственности.

 

Игорь ЖДАНОВ, директор политических и правовых программ
Украинского центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова:

— Среди населения Украины действительно преобладает мнение
о больших масштабах коррупции, о чем свидетельствуют и результаты последних
исследований, которые были проведены нашим Центром. Так, только 2% опрошенных
считают, что никто в Украине не берет взяток. Большинство же придерживаются
противоположной точки зрения, считая, что даже для реализации своих законных
прав граждане вынуждены давать взятки. Статистика утверждает о том, что
в период с 1990 по 1999 год количество зафиксированного взяточничества
выросло в 2,6 раза. Однако, конечно же, эта цифра не отображает полной
картины. Все это подрывает экономические основы государства и провоцирует
недоверие населения к властным структурам. Такой высокий уровень коррупции
в нашей стране обусловлен тем, что мы имеем очень много так называемых
«взяткосодержащих» функций государственного управления. Граждане должны
получать множество справок, разрешений, лицензий, т.е. у государства слишком
много регулятивных функций, которые провоцируют коррупцию. К тому же нет
четко определенных процедур принятия управленческих решений, т.е., эта
сфера — закрыта для общества. Не обеспечена прозрачность принятия решений
при помощи конкурсов, тендеров и др. Конечно же, в этих условиях чиновник
действует на свое усмотрение. В таких условиях и уголовная ответственность,
существующая у нас в государстве, является недостаточной. Основные пути
улучшения антикоррупционной ситуации, на наш взгляд, такие: нужно принять
кодекс поведения государственного служащего, где определить систему ценностей
и принципов государственной службы, модели поведения служащих в определенных
ситуациях. Целесообразно внедрить обязательные отчеты главы правительства
о целесообразности использования кредитов, которые предоставляются под
государственные гарантии. Необходимо сообщать в СМИ подробную информацию
о деятельности руководства на местах. Необходимо ввести обязательное для
государственных служащих декларирование подарков стоимостью от 10 «условных
единиц», которое также ограничит возможности их незаконного обогащения.
К тому же, мы предлагаем предавать огласке списки чиновников, которые были
осуждены за коррупционную деятельность, в СМИ, и пожизненно запрещать таким
лицам занимать должности в системе государственного управления.

КСТАТИ

По мнению пресс-центра Генеральной прокуратуры Украины,
в последнее время в некоторых средствах массовой информации со ссылкой
на зарубежные информационные агентства начала распространяться неправдивая
информация о нынешней чрезмерной коррумпированности органов власти в Украине,
о возрастании уровня экономической преступности, в том числе и ее организованных
форм, что, естественно, отпугивает инвесторов, компрометирует Украину в
глазах граждан и зарубежных партнеров. Генеральная прокуратура Украины
категорически не согласна с такими выводами и считает, что рост за последние
годы зарегистрированных фактов коррупции свидетельствует, в первую очередь,
об активизации всех правоохранительных органов в борьбе с этими негативными
явлениями, а не о повышении их уровня, говорится в сообщении пресс- центра.
Об этом свидетельствует то, что в 1998 году за коррупционные деяния привлечено
к ответственности 898 человек, из которых 93% — за совершенные в этом же
году, в то время как за 9 месяцев текущего года — 1155 человек, из них
43% — за преступления, совершенные в предыдущие годы, начиная с 1995 года.
Ряд резонансных уголовных дел, возбужденных в последнее время (например
в отношении Лазаренко, Агафонова, Жердицкого, Тимошенко и Фальковича, руководителей
ООО «Топ-сервис» и т.д.), также касаются преступлений, совершенных значительно
раньше, начиная с 1993 года, а не в последние годы.

В 1999 году к административной ответственности за нарушение
требований Закона «О борьбе с коррупцией» привлечено 1190 человек, а только
за 6 месяцев текущего года — 1548. Кроме того, пресс-центр Генпрокуратуры
утверждает: об уровне коррупции в государстве нельзя делать вывод, исходя
только из количественных показателей, так как действующий Закон «О борьбе
с коррупцией» не совсем совершенен как в определении понятия коррупции,
так и круга лиц, на которых он распространяется. Так, часто в круг так
называемых коррупционеров попадают лица, которых отнюдь нельзя считать
таковыми. Например, в Запорожской области привлечен к ответственности за
коррупцию чиновник, получивший бесплатно 2 пакета сока. По мнению Генерального
прокурора, на негативную оценку нашего государства повлияла и постыдная
практика погони правоохранительных органов за количественными показателями
в борьбе с преступностью, когда, «по форме правильно, а по существу — издевательство
над людьми». Это привело к тому, что в общее количество преступлений попадали
пустяковые, за счет которых и создавалось впечатление о сплошной криминализации
нашего общества, в том числе и экономики. В течение же последних 3-4 лет
удельный вес в общем количестве других преступлений, т.е. нетяжких, где
подавляющее большинство малозначительных, пустяковых, остается на уровне
62%.

Михаил ЗУБАРЬ, «День  Какова реальная картина и причины коррупции в Украине? Пауза с финансированием Украины со стороны международных организаций связана с тем, что доноры ожидают улучшения ситуации в борьбе с коррупцией, чтобы гарантиров
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ