Подошедший к концу политический сезон был ярко насыщен важными событиями и преобразованиями, но зато теперь в Украине политическое настроение сменилось отпуском политической элиты. И только украинские политологи и аналитики охотно делятся с прессой своими мыслями о прошедшем и грядущем. Однако попытки что-либо предусмотреть крайне осторожны и нерешительны — вероятно, отечественные наблюдатели отдают себе отчет в том, что даже если каждый шаг на политической сцене рассматривать с нескольких точек зрения, трудно сразу уловить нить запутанного сюжета.
Александр СТЕГНИЙ, руководитель отдела социально-политических исследований «СОЦИС-Геллап»:
— Вполне возможно, что дебаты вокруг госпожи Тимошенко в правительстве Ющенко будут перенесены на сентябрь или даже на октябрь. Она заявила, что через пару месяцев сумеет навести полный порядок в энергетическом комплексе страны, однако до сих пор ничего неизвестно о транзите туркменского газа, неясно, как будут развиваться отношения с Россией, не существует никаких договоренностей в отношении энергоносителей. Этот вопрос в Украине достаточно специфичен: он не столько экономический, сколько имеет политическую окраску, связанную с деятельностью правительства.
Что касается жизни парламента и политических партий, то сейчас желательно объединение партий, осознание того, что их чрезвычайное дробление нецелесообразно. Думаю, что лидеры партий подойдут к этому вопросу серьезно, и из того дикого количества партий в Украине, которое мы сейчас имеем, получится несколько дееспособных. Эта слабая надежда питается тем, что очередные парламентские выборы уже стали основными задачами для целого ряда партий, а некоторые из них уже сейчас разрабатывают тактику своего политического поведения.
Наши опросы показывают, что уровень доверия институтам власти в Украине падает. В декабре Ющенко превзошел все показатели, но сейчас его рейтинг пошел резко вниз. И я полностью согласен с Николаем Томенко, который считает, что момент активного компромисса с парламентариями со стороны нового премьер-министра был несколько упущен.
Украина испытывает дефицит харизмы политических деятелей, деятелей с позитивным зарядом — не критикующих, не разрушающих, а созидающих, может быть, даже в несколько жесткой форме. Подтверждением тому является то, что Ющенко, несмотря на возложенные на него массовым сознанием надежды, значительно ослабил свои позиции. И если премьер-министр не пойдет на более жесткие решения и в кадровом вопросе, и в отношении топливно-энергетического комплекса, и во взаимоотношениях с парламентариями, и в создании гибкой коалиции по продвижению экономических реформ, то он просто повторит судьбу и ошибки своих предшественников. А это очень некстати, тем более что международные финансовые доноры ведут сейчас достаточно неоднозначную игру.
Владимир ДУБРОВСКИЙ, консультант Гарвардского института международного развития:
— Я бы сказал, что Ющенко стал жертвой повышенных ожиданий. Ему предъявляют такие претензии, которые правительству Пустовойтенко вполне сходили с рук. Это касается, в частности, экономических реформ. Когда Ющенко стал председателем совета Нацбанка и сказал, что собирается сделать твердую валюту, ему никто не поверил. Никто не верил и в то, что прекратится безудержная денежная миссия, что будут предприняты меры по подавлению инфляции. В итоге он все-таки свою работу выполнил. Но он еще тогда сказал, что эта работа станет бессмысленной, если не будут проведены глубокие структурные изменения в экономике, которых он тогда делать не мог, поскольку это не входило в его компетенцию. В результате стабилизация оказалась нестойкой, и непонятно, стоило ли ее добиваться в обстановке, когда не решены более серьезные проблемы. Теперь, когда полномочия Ющенко расширились, он как раз и отвечает за проведение этого ряда реформ. Но ситуация повторяется в том, что ему никто не верит. Конечно, все за один день не решается, но надо учитывать, что и у Ющенко, и у его правительства не так уж много опыта. Никто этого в Украине раньше не делал, следовательно, никто не знает, как это делать правильно. Опыт, накопленный в процессе макроэкономического регулирования, мало чем здесь может помочь. Проявляется ограниченность и самого Ющенко, и его команды в сравнении с той же Польшей, где к реформам долго и тщательно готовились. Хотя, если сравнивать с тем, что делалось раньше, то результаты обнадеживают — раньше просто никто не брался за те проблемы, за которые эта команда взялась, но которые еще не решила. Что касается прогнозов, то все зависит от того, насколько проводимые изменения будут последовательными, насколько они будут вызывать доверие, насколько удастся убедить общественность, что они необратимы. Ожидания часто значат не меньше, чем сами действия. Если удастся последовательно, продуманно и уверенно провести все необходимые преобразования, то, даже несмотря на какое-то временное ухудшение, поддержка будет обеспечена в первую очередь со стороны тех, кто выиграет от этих преобразований — со стороны независимого бизнеса. Компромиссы в данном случае не должны идти слишком далеко.