23 февраля — праздник защитников отечества или двух армий: советской и украинской. В чем причина такой амбивалентности?
Евгений ГОЛОВАХА , доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии:
— Я считаю, что в этом случае нет ничего амбивалентного. Защитник Отечества всегда им остается. Кроме того, например, Масленицу праздновали язычники, и ее продолжают отмечать христиане, наполнив новым смыслом. То же самое с Пасхой. Это называется гражданской религией. А переход от одной гражданской религии к другой требует сохранения некоторых знаков — опорных точек. Это создает хорошую базу для преемственности сознания, преемственности атрибутов уважения по отношению к защитникам Отечества, каким бы оно не было.
Другое дело, что возможен и иной путь (его, кстати, выбрали большевики) — принципиального отказа от какой бы то ни было преемственности для того, чтобы создать абсолютно новое социальное пространство, новую среду социального взаимодействия, и тем самым сделать решительный шаг к построению принципиально нового общества. Но мы знаем, к чему такие пути приводят. Поэтому более разумный и осторожный путь социальных изменений — это когда некоторые привычные вещи (необходимые человеку как опора в его достаточно длительном существовании в этом социальном мире) сохраняются, постепенно принимая новые социальные смыслы. Я думаю, что нет ничего плохого в том, что все- таки сохраняются и некоторые даты, а некоторые (такие, как седьмое-восьмое ноября), полностью утратившие свой функциональный смысл, исчезают.
Петр КРАЛЮК , доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская Академия»:
— Для меня 23 февраля, которое воспринимается как «день советской армии», не более как одно из следствий советского мифотворчества. Если бы кто- то сейчас попробовал провести социологический опрос, спросив у тех, кто празднует этот день, а какие, собственно, реальные события послужили причиной для установления этого праздника, я уверен, что более 90 процентов вообще не ответили бы на этот вопрос. А от тех, кто попробовал бы что-то сказать по этому поводу, мы бы получили очень туманные ответы. И не удивительно. Ведь если мы обратимся к авторитетным источникам советского периода, чтобы выяснить, какие же героические события послужили предлогом для празднования «дня советской армии», то не получим удовлетворительного ответа. Преимущественно речь идет о том, что в феврале 1918 г. (иногда даже называется дата 23 февраля) организованные части Красной армии вели «героические бои» с немцами под Петроградом. Но если попробовать выяснить, что это были за части и что это были за бои, то здесь начинается «терра инкогнита». И это не случайно. Просто таких боев (во всяком случае, 23 февраля 1918 г.) не было. Об этом несложно узнать из шеститомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза». Если отбросить пропагандистское словоблудие и обратиться только к фактажу, то здесь говорится, что 18 февраля 1918 г. Германия начала широкое наступление на российском фронте. Причиной этого было то, что большевистская делегация не подписала мирный договор на переговорах в Бресте. 19 февраля большевистское правительство (Совнарком) послало правительству Германии радиограмму, где изъявило желание подписать мир. Однако согласие со стороны немцев на подписание договора (правда, уже на новых унизительных для большевиков условиях) оно получило только (обратите внимание!) 23 февраля. В это время, с 19 по 23 февраля, большевистские руководители пребывали в состоянии неопределенности. 22 февраля в газетах был опубликован декрет Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности!» В Петрограде объявили военное положение, а на следующий день началась мобилизация петроградцев в Красную армию. Так что 23 февраля было не более чем днем мобилизации, а не «героических боев». В тот же день большевистский Центральный Комитет принял очень «героическое решение» подписать на унизительных условиях мир с Германией. Так что можем по праву считать 23 февраля днем своеобразной капитуляции большевиков перед Германией.
Правда, шеститомная «История Коммунистической партии Советского Союза» для видимости туманно вспоминает о каком-то «героическом сопротивлении» первых полков Красной армии, отрядов Красной гвардии и отдельных революционных частей (обратите внимание!) старой армии немецким войскам, которые, тем не менее, заняли Псков, Ревель и другие города, угрожая Петрограду. Где и как проходило это «героическое сопротивление», упоминавшаяся «История…» молчит.
Как видим, серьезных оснований для празднования 23 февраля дня советской армии нет. Но случайно ли большевики «назначили» этот праздник именно на этот день? Конечно, нет. Здесь мы как раз имеем дело с классическим пропагандистским приемом, когда происходит укрывательство негативной информации и выпячивание положительной. Большевикам важно было скрыть то, что 23 февраля 1918 г. они фактически капитулировали перед немцами, цинично предав российские национальные интересы. Для этого был запущен миф о вроде бы героической мобилизации, а потом о героических боях, которые вели с немцами мобилизованные большевиками части.
Миф о «дне советской армии» навязывался в течение многих поколений. Если учесть то, что в СССР армия пользовалась очень большим авторитетом, то, понятно, ее день стал «всенародным праздником». К нему привыкли, не особенно задумываясь над тем, что мы празднуем. Со временем этот праздник превратился в некий гендерный «мужской день», который служил серьезным поводом для не менее серьезных застолий.
Этот праздник и далее продолжает жить на постсоветском пространстве, доказывая, что большинство наших людей так и не хочет попрощаться со своим советским прошлым. Что празднуют россияне 23 февраля? Для них этот день далекого 1918 г. стал днем национального позора, когда большевики цинично предали их национальные интересы. А что празднуют украинцы? Правда, извините, для украинской истории 23 февраля 1918 г. был далеко не худшим днем. Ведь когда большевики согласились на подписание мира с Германией, то тем самым они оставили в покое Украину, во всяком случае на какие- то полгода. И именно в этих полгода Украина, при всех своих проблемах, оставалась едва ли не единственным островком относительной стабильности на просторах бывшей Российской империи. Итак, да здравствует 23 февраля!
Ольга БАЛАКИРЕВА , кандидат социологических наук, Центр «Социальный мониторинг»:
— Решение о праздновании Дня защитника Отечества основывалось отчасти на здравом смысле, отчасти на определенных традициях. Потому что, независимо от того, был бы этот день признан Украиной или нет, все равно определенная часть населения его бы праздновала, как это в общем-то и происходило в первые годы независимости, хотя он еще не был официально признан. Это определенная традиция. Это часть жизни людей. Это часть истории. Поэтому восстановление праздника 23 февраля — это признание того, что в реалиях все равно происходило и происходит. Во-первых, есть живые носители этих традиций — это наше старшее поколение. Для них это действительно праздник, потому что это часть их жизни, профессии, судьбы или памяти. С другой стороны, эти традиции стали привычным элементом культуры. Можно провести некоторые параллели. Например, День святого Валентина раньше совершенно у нас не праздновался. Но идея, которая была предложена, оказалась привлекательной, и его сейчас празднуют, хотя многие понимают и второй его смысл — возможность того, что это — коммерческий проект. Тем не менее — это праздник, который нашел отклик в желаниях, нормах и установках.
Василий ЩЕТНИКОВ , профессор кафедры истории Украины Одесского национального университета им. И. И. Мечникова:
— Существовала советская армия, которая по этническому составу в значительной степени была украинской. А человек, который боролся за Родину и делал это сознательно, в любом случае, как бы ни называлась эта родина, является человеком, который заслуживает памяти о себе и уважения. И на мой взгляд, взгляд историка (задача которого — возвращать обществу память), возвращение Дня защитника Отчизны — это правильный шаг. У русского поэта Андрея Вознесенского есть хорошие слова: «Не надо улиц переименовывать. Постройте новые и назовите». Следует построить свое. А свое складывается и из плохого, и из хорошего. И разобраться в плохом или в хорошем — для будущего — должны мы сами. Главное, конечно, чтобы это не было связано с какими-то шагами к конфронтации, противопоставлению и т. д. Ведь, как говорили, казак — душа правдивая, так и украинцы — это нация правдивая. Это люди, которые во время каких-то противостояний всегда оказывались по разные стороны. Но и там, и здесь искренне боролись за Родину. Вот в этом трагедия, вот в этом нужно разобраться. Нужно наконец разобрать баррикады нашей памяти, сознания и восприятия друг друга и строить будущую Украину. Но, по-видимому, неправильным было бы отказываться от чего-то.